Засекреченная информация и отстранение Быкова: как снимали «Время первых»

Снять фильм о выходе человека в открытый космос предложил актёр Евгений Миронов. На это его вдохновила документальная картина про Алексея Леонова. Несмотря на личную консультацию космонавта, сымитировать космическое пространство оказалось не так просто. А замена режиссёра привела к увеличению объёма работы.

Засекреченная информация и отстранение Быкова: как снимали «Время первых»

В 1965 году Алексей Леонов стал первым человеком, который шагнул за борт корабля «Восход-2» в космическое пространство. Однако подробности исторически важного события долгое время держались в секрете. За успехом, который транслировали СМИ, скрывалась череда внеплановых ситуаций. Из-за того, что полёт перенесли на два года раньше, у конструкторов осталось мало времени на испытания. С первой проблемой космонавт столкнулся при выходе в космос. Его скафандр так раздулся, что он с трудом смог вернуться в шлюз. Затем при возвращении на землю не сработала автоматика и Леонову вместе с Павлом Беляевым, пришлось садиться в ручном режиме.

Так они оказались посреди тайги в минус 25 и подали сигнал бедствия. Через четыре часа их нашли спасатели, но не смогли забрать. Вертолёту было негде приземлиться. Космонавтам сбросили продукты и тёплую одежду, и ночь они провели в тайге. Забрать их смогли только на следующий день.

Художникам фильма предоставили доступ к информации о внешних данных космических приборов, но посмотреть на них вживую не дали — все устройства до сих пор засекречены. Творческой группе можно было находиться в Центре подготовки космонавтов, но провести съёмки в этом месте не разрешили.

Снимать фильм «Время первых» начал режиссёр Юрий Быков, однако на двух третях фильма продюсеры отстранили его от работы. По одной из версий, у создателей картины было разное видение космоса. Завершить фильм пришлось Дмитрию Киселёву, который практически полностью переписал сценарий и отправил в корзину сорок минут экранного времени.

Когда приступили к съёмкам, оказалось, что сложнее всего показать сцены в невесомости. В итоге постановщик трюков придумал систему подвесов, которая балансировала вес актёров. В расслабленном состоянии актёры действительно чувствовали невесомость, но для движений в пространстве надо было сильно напрягаться и сохранять при этом невозмутимое выражение лица. Некоторые кадры снимали в перевёрнутых декорациях, правда, при этом исполнителям ролей приходилось висеть вниз головой.

Главную роль в фильме сыграл Евгений Миронов. Он же выступил продюсером. Картина вышла в 2017 году и получила положительные отзывы российских кинокритиков, но в прокате выступила неудачно.

  • Другие новости