В шестидесятые годы прошлого столетия эта кинолента обрела в нашей стране статус подлинной легенды. Туристические потоки автомобилистов устремились на черноморские берега Крыма и Кавказа, вдохновленные желанием провести отпуск в стиле «дикарей», подобно персонажам картины, что привело к настоящему паломничеству к морским просторам.

Кадр из фильма
На гребне этого массового увлечения путешествиями в середине шестидесятых в Советском Союзе возникли первые автокемпинги, предлагавшие автотуристам хотя бы rudimentary бытовые условия.
Не многим известно, что задолго до выхода этого популярного фильма в Московском театре имени Ермолова с успехом шла пьеса «Дикари», созданная Сергеем Михалковым в конце пятидесятых. Тот же автор впоследствии выступил сценаристом киноленты, где сюжет полностью воспроизвел драматургический замысел.
На театральных подмостках троих «дикарей» воплощали: 41-летний Георгий Вицин (ветеринар Любешкин), 28-летний Николай Рыбников (Сундуков) и 30-летний Вячеслав Тихонов (дипломат Вадим).
Спектакль пользовался огромным успехом, и Михалков, приступив к работе над сценарием, был убежден, что те же актеры исполнят главные роли в кино.
Однако режиссер Оганесян, назначенный на съемки, решительно выступил против такого состава. Ему удалось убедить членов худсовета в необходимости омоложения персонажей.
Это вызвало разногласия с Михалковым, но Генрих Оганесян остался непреклонен. К началу работы над картиной ему самому едва исполнилось сорок, и он прекрасно понимал, что маститые актеры будут повторять театральные трактовки, игнорируя его режиссерские замыслы. Он же намеревался воплотить историю в молодежном духе, с искрометным юмором и задором.
В итоге Сергей Михалков уступил, выдвинув условие: роль ветеринара должна достаться его сыну Никите Михалкову.
Но Оганесян вновь проявил твердость. Никите в 1962 году, когда стартовали съемки, было всего семнадцать лет. Для роли дипломированного практикующего ветеринара он казался чересчур юным, особенно в паре с 28-летней Фатеевой, уже утвержденной на свою роль.
Когда Оганесян представил худсовету свой актерский ансамбль (Миронов, Нилов, Жариков) и их пробы с Фатеевой (вторая исполнительница тогда отсутствовала), состав утвердили незамедлительно на том же заседании. Кинопробы произвели убедительное впечатление.
Исполнительницу на роль киноактрисы Наташи подбирали тщательно. Изначально Оганесян отверг Кустинскую, считая ее слишком простодушной для образа интеллигентного и образованного дипломата. Другие претендентки (Дорошина, Конюхова, Дегтярёва и прочие) на фотопробах выглядели еще более «по-советски», в то время как облик Кустинской приближался к облику зарубежной кинозвезды, способной пленить столь юного героя, как Вадим. В результате она была утверждена.
Первоначально комедии присвоили вторую категорию. Члены худсовета, включая Сергея Михалкова, посчитали фильм несерьёзным, а игру актёров недостаточно профессиональной.
Но после первых двух недель проката успех комедии оказался ошеломительным! Худсовет быстро собрался вновь и пересмотрел своё прежнее решение, присвоив картине высшую прокатную категорию. Было срочно изготовлено около тысячи дополнительных фильмокопий, и комедию увидела вся страна.
Интересные факты
Фильм снимали сразу в двух версиях: обычной и широкоформатной. Однако по техническим причинам съемки велись не параллельно, а последовательно — сначала на широкоугольную камеру, затем тот же дубль повторяли для стандартной. Поэтому внимательные зрители, видевшие обе версии, могли заметить небольшие различия в эпизодах. Широкоугольный вариант вышел в ограниченный прокат и был доступен немногим.
Сам режиссёр исполнил роль официанта в ресторане. Это не было замыслом Оганесяна — он просто решил не тратить время на поиски актёра для эпизода.
Наталья Кустинская снималась одновременно в двух картинах и около месяца почти ежедневно летала из Симферополя в Ленинград и обратно. Позже она в шутку заметила, что за этот срок, подобно Гагарину, облетела весь земной шар, имея в виду преодолённые расстояния.
В 1963 году фильм занял третье место в прокате, опередив такие известные ленты, как «Королева бензоколонки», «Деловые люди», «Первый троллейбус», «Молодо-зелено» и ещё четыре десятка премьерных кинокартин.
Kino Daily





