Криминальная драма «Крестный отец» навсегда закрепила за собой статус эталона гангстерского жанра в мировом кинематографе. Этот шедевр, не утративший своей актуальности, мастерски иллюстрирует суровые законы преступного мира, независимо от эпохи, общества или национальности. Фрэнсис Форд Коппола с поразительной точностью воплотил на экране эту вселенную. Давайте окунемся в увлекательные подробности создания этой кинематографической эпопеи.

Кадр из фильма
1. Литературной основой картины послужил одноименный роман Марио Пьюзо, где автор, опираясь на знания из других источников о мире криминала, мастерски запечатлел его реалии. Студия Paramount приобрела права на экранизацию еще до публикации книги, имея в распоряжении лишь двадцатистраничные наброски. Роман стал настоящим бестселлером, разойдясь тиражом в десять миллионов экземпляров. Пьюзо, глава многодетной семьи и заядлый игрок в казино, в то время остро нуждался в средствах.
2. На различные роли претендовали такие звезды, как Ален Делон, Берт Рейнолдс, Роберт Редфорд, Дастин Хоффман, Джек Николсон, Роберт Де Ниро и Лоуренс Оливье. Даже Фрэнк Синатра, по слухам, боролся за образ Вито Корлеоне. Однако режиссер Фрэнсис Форд Коппола отверг всех кандидатов.
3. Прототипом Вито Корлеоне послужил знаменитый нью-йоркский гангстер Джозеф «Джо» Бонанно. Нью-йоркские криминальные авторитеты категорически выступали против съемок, опасаясь негативного освещения. Они устраивали беспорядки и угрожали насилием, чтобы сорвать процесс. В итоге был достигнут компромисс: из сценария убрали слово «мафия», а боссы стали консультантами и даже участвовали в массовых сценах.
4. Первоначальная версия сценария переносила действие в 1970-е годы, но авторы вернулись к каноническому варианту, начиная историю с середины 1940-х. Пьюзо и Коппола работали параллельно: первый в Лос-Анджелесе, второй в Сан-Франциско. Они поддерживали постоянную связь, совместно формируя направление и ключевые элементы. Финальный скрипт насчитывал 163 страницы — на сорок больше, чем планировала студия.
5. Фрэнк Синатра, часто ассоциируемый с криминалом, устроил скандал Марио Пьюзо из-за сходства персонажа Джонни Фонтэйна с деталями его собственной биографии. Инцидент получил огласку в прессе.
6. Марлон Брандо использовал специальную капу, чтобы придать челюсти бульдожий вид, а грим занимал три часа ежедневно. Для состарения актера на двадцать лет применяли накладки на щеки, брови и подбородок. Актер Ленни Монтана, воплотивший Луку Брази, путал реплики при появлении Брандо, и этот забавный момент режиссер решил оставить в кадре.
7. Хриплый голос дона Корлеоне позаимствовали у гангстера Фрэнка Костелло, чьи голосовые связки были повреждены в детстве во время операции по удалению аденоидов.
8. Съемки стартовали весной 1971 года: до июля работали в Нью-Йорке и Калифорнии, затем переместились на Сицилию. Большинство локаций — реальные объекты. Кульминацией стала открывающая сцена свадьбы, потребовавшая более 750 статистов. Самым сложным эпизодом оказались съемки расправы над Сонни Корлеоне — двухминутная сцена заняла три дня.
9. Актриса Моргана Кинг исполнила роль матери героев Джеймса Каана, Аль Пачино и Джона Казале. В действительности она старше первых двух на десять лет, а Казале — на пять.
10. Эпизод, демонстрирующий жестокость дона Корлеоне — когда он нежно гладит кошку, предлагая избить человека, — возник случайно. Кошка, бродившая по площадке, прыгнула на колени Марлона Брандо прямо перед началом съемок.
11. Фильм окупился в сорок с половиной раз: при бюджете в шесть миллионов долларов сборы в мировом прокате составили 243 миллиона.
12. По воспоминаниям Фрэнсиса Форда Копполы, второй фильм изначально не планировался как сиквел, а представлял вторую часть романа. Это повлияло на производство: использовали ту же аппаратуру, несмотря на новые технологии. «Крестный отец 2» стал первым сиквелом, удостоенным «Оскара» за лучший фильм.
13. Джеймс Каан появился лишь в эпизодической роли во второй части — на праздновании пятидесятилетия Вито Корлеоне, — но получил гонорар, равный оплате за весь первый фильм. Марлон Брандо сначала согласился на эпизод дня рождения, но разногласия со студией привели к отказу, и сценарий переписали.
14. В третьей части дочь Майкла Корлеоне должна была сыграть Вайнона Райдер, но она предпочла «Эдварда руки-ножницы». Роль досталась Софии Копполе, которая в первой картине в годовалом возрасте «сыграла» племянника Майкла.
15. Коппола планировал четыре части саги, с Энди Гарсиа и Леонардо Ди Каприо в главных ролях финала, но смерть Марио Пьюзо в 1999 году оставила замысел нереализованным.
Kino Daily





