В анналах кинематографической истории запечатлено немало случаев, когда актёрская судьба оборвалась на съёмочной площадке. Чаще всего сие связывали с несчастными происшествиями, подчас усугубляемыми хрупкостью здоровья. Однако бывали инциденты, где трагедия казалась спровоцированной чьей-то волей, а порой и преднамеренной. О подобной драме, окутанной тайной, и повествует сей очерк.

Кадр из фильма
В 1960 году на Киевской киностудии разворачивались съёмки киноленты «Цветок на камне». Согласно сюжету, одна из героинь, воплощённая 21-летней актрисой Инной Бурдученко, должна была вынести из пылающего барака алый стяг комсомольской славы. Во время третьего дубля молодая исполнительница получила ожоги, не оставлявшие надежд на спасение, и спустя несколько дней угасла в объятиях медиков. Особую горечь придавало сей утрате то, что Инна носила под сердцем дитя, и супруги с нетерпением ожидали первенца в своей семье.
К тому времени Инна Бурдученко уже обрела известность благодаря главной роли в фильме «Иванна», который годом ранее покорил экраны страны и завоевал сердца зрителей. Она ещё постигала премудрости в Киевском театральном институте, но уже ощущала себя зрелой артисткой, позволяя себе полемику с режиссёром при обсуждении своей роли. Режиссёром же сего проекта был Анатолий Алексеевич Слесаренко, выпускник режиссёрского факультета Киевского театрального института, герой войны.
Спустя десятилетия, в конце восьмидесятых, он будет разоблачён как коллаборационист, сотрудничавший с оккупантами на захваченных землях, никогда не служивший в армии и лишь присвоивший чужую биографию вкупе с боевыми наградами.
В те же времена его репутация и авторитет сияли безупречностью. И вот какая-то юная выскочка дерзает наставлять его о войне лишь потому, что воплотила героическую партизанку в предыдущей ленте.
Что же до роковой сцены, где Инна Бурдученко обрела ожоги, несовместимые с жизнью, специальная комиссия установила, что как минимум режиссёр проявил преступную небрежность. Многие же из съёмочной группы полагали, что он сознательно спровоцировал события, приведшие к столь скорбному финалу. Слишком уж недолюбливал он сию молодую актрису-выскочку.
По сюжету идейная комсомолка врывается в дом, объятый пламенем, дабы вынести и спасти алый стяг. Специально возведённый для съёмок барак щедро пропитали керосином, подожгли, и по сигналу режиссёра исполнительница должна была ворваться внутрь, а затем появиться снаружи, прижимая к груди багряное полотнище.
По завершении первого дубля оператор уверенно доложил, что все камеры сработали безупречно и эпизод запечатлён с трёх ракурсов. Однако режиссёр, видя, как здание ещё пылает, повелел снять дубль второй. Оператор и ассистенты спешно подготовились, и Инна вновь шагнула в огненную бездну. И вновь оператор сообщил, что второй дубль прошёл без сбоев. Но Слесаренко, вопреки ожиданиям, приказал снять третий дубль сей сцены.
На сей раз сама актриса возмутилась, но спорить не стала и приготовилась к команде «Мотор». Едва по сигналу она ступила в уже сильно объятый огнём барак, как тот рухнул прямо на неё.
Её удалось незамедлительно извлечь из-под пылающих обломков, но ожоги оказались столь тяжкими, что надежда на выздоровление угасла.
Следствие впоследствии установило, что виновен был именно режиссёр, пренебрегший чужими предостережениями и самонадеянно отдавший роковую команду на третий дубль. Его осудили на пять лет заключения, за которыми последовали ещё пять лет запрета на режиссёрскую деятельность.
Могила Инны Бурдученко (после кончины ей присвоили фамилию супруга Кирилюк) покоится на Байковом кладбище в Киеве.
Он вышел на свободу по условно-досрочному освобождению ранее срока и после снятия запрета на профессию долгие годы трудился режиссёром на Киевской студии хроникально-документальных фильмов.
И вот в эпоху перестройки благодаря журналистскому расследованию «Литературной газеты» открылась вся неприглядная истина об Анатолии Алексеевиче Слесаренко в военные годы. Он был с позором исключён из Союза кинематографистов и уволен со студии.
Но вскоре Советский Союз распался, Украина обрела независимость, и подобные ему личности обрели почёт как «борцы с советской оккупацией». Анатолий Алексеевич Слесаренко успел обрести почести и привилегии от новой власти как «пострадавший от советского режима», но сей почёт оказался недолговечен. В начале 1997 года после продолжительной немощи 73-летний бывший режиссёр ушёл из жизни. А вместе с ним канул в бездну и ответ на вопрос: была ли сия трагедия местью актрисе или всего лишь преступной небрежностью?