На счету советского классика Александра Птушко было множество фильмов, экранизаций культовых сказок и произведений, которые, казалось, было невозможно перенести на экраны. Каждый проект был настоящей авантюрой для отечественных киностудий и вызовом лично для режиссёра.
![Сказочник и новатор: как Птушко создавал волшебные миры «Алых парусов» и «Садко» Сказочник и новатор: как Птушко создавал волшебные миры «Алых парусов» и «Садко»](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2023/04/20230419-643ff960de64f-1120x630.jpg)
В первую очередь постановщик прославился как сказочник, которому удавалось расширить границы технических возможностей советского кино. Взять хотя бы волшебные экранизации «Золотого ключика» или «Гулливера», «Руслана и Людмилы».
В каждом фильме он уделял внимание не только сюжету, но и антуражу, без которых волшебство на экране невозможно. Над его фильмами трудились кукольники, чтобы создать Буратино и лилипутов, скульпторы работали над мумиями и титанами в саду Черномора, а сам Птушко трудился над предметным миром.
![Сказочник и новатор: как Птушко создавал волшебные миры «Алых парусов» и «Садко»](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2023/04/20230419-643ff8a0e4df1.jpg)
Кадры из фильма «Золотой ключик»
Птушко был мастером создания не только декораций, но и мизансцен: каждый актер был подобран идеально, точно знал, что должен сыграть. Ни один кадр или поза в фильме не были случайны. Все было подчинено авторскому замыслу.
В то же время режиссеру не были чужды чуть более реалистичные миры «Алых парусов» и «Сказки о потерянном времени». Кроме того, именно Птушко, детский сказочник, первым снял жуткий фолк-хоррор «Вий» с Леонидом Куравлевым и Натальей Варлей.
![Сказочник и новатор: как Птушко создавал волшебные миры «Алых парусов» и «Садко»](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2023/04/20230419-643ff7f21aab8.jpg)
Кадры из фильмов «Сказка о потерянном времени», «Вий», «Алые паруса»
В чем секрет мастерства Александра Птушко?
Режиссер был настоящим профессионалом, который не боялся сложных решений и великолепно владел драматургией постановки. Но он не раз признавался, что всегда руководствовался воспоминаниями из детства, когда мама читала ему сказки: именно это умение использовать и сохранять оптику «внутреннего ребенка» превращало его фильмы в настоящее волшебство.