Шедевры советского экрана: 5 незабываемых телефильмов о Великой Отечественной войне

Эти телевизионные ленты, ставшие подлинными жемчужинами военного кинематографа, и по сей день пленяют зрителя своей глубиной и актуальностью, словно вечные свидетельства героизма и человеческой стойкости.

Шедевры советского экрана: 5 незабываемых телефильмов о Великой Отечественной войне

Кадр из фильма

Батальоны просят огня

Одна из самых искренних и душераздирающих телевизионных эпопей о Великой Отечественной войне, наглядно иллюстрирующая истинную цену жизни рядовых солдат и офицеров в глазах высшего командования. Картина, созданная по одноименной повести Юрия Бондарева и приуроченная к 40-летию Победы, посвящена одному из переломных эпизодов войны — форсированию советскими войсками Днепра. Двум батальонам поручена миссия отвлечь на себя главные силы противника. Им была обещана мощная огневая поддержка авиации и артиллерии. Однако оба подразделения оказались обречены на верную гибель, брошенные в огненный ад без всякой надежды. По сей день невозможно смотреть эту пронзительную ленту без волнения. Сюжет, образы персонажей, человеческие драмы, плеяда выдающихся советских актеров — такого уровня мастерства ныне не достигают. Александр Збруев, Игорь Скляр, Николай Караченцов воплотили здесь, пожалуй, свои самые яркие роли.

Щит и Меч

В юные годы, впервые увидев этот мини-сериал, я счел его несколько вялым — недостаточно динамичным. Лишь с годами осознал всю глубину этого превосходного произведения. А мелодия «С чего начинается Родина» неизменно вызывает слезы. Режиссер Владимир Басов, известный нам по комедийным образам, создал серьезное и сложное повествование о деятельности советской разведки.

— Нужен Йоганн Вайс. И еще очень долго не будет нужен Александр Белов, — произнес герой Басова перед войной, обращаясь к персонажу Станислава Любшина.

И разведчик с достоинством исполнил свою непростую миссию, проникнув глубоко в недра немецкой разведки и действуя в тылу врага вплоть до последних дней войны.

Помните финал картины?

— Мне нужно за линию фронта! — воскликнул герой, едва оправившись в госпитале.

— А нет никакой линии. Фронта нет! — ответил ему командир.

Лента остается актуальной во все времена. Она примечательна еще и дебютом юного Олега Янковского.

Освобождение

Киноэпопея Юрия Озерова — пожалуй, самый грандиозный кинематографический труд о Великой Отечественной войне. Ни до, ни после не создавали ничего подобного. Настоящий советский киноэпос с эпическими батальными сценами, судьбами бойцов и офицеров, работой штаба. Эпопея состоит из пяти фильмов, каждый из которых раскрывает определенный этап войны: от величественного танкового сражения на Курско-Орловской дуге до штурма рейхстага. И хотя в картинах присутствуют типичные советские клише, которые впоследствии стали расхожими, все снято с высочайшим качеством, тщательностью и реализмом (без излишней натуралистичности и окопной жестокости, столь характерной для современных поделок о войне). Каждый фильм погружает зрителя полностью и удерживает внимание от первого до последнего кадра. Благодаря скрупулезному вниманию к деталям, эта эпопея обретает поразительную убедительность.

Обратной дороги нет

Не самый прославленный телефильм о войне, но, тем не менее, чрезвычайно атмосферный и правдоподобный. Сюжет напоминает оригинальное роуд-муви. Советский майор совершает дерзкий побег из концлагеря и оказывается у партизан. В лагере узники готовят восстание, но им необходимы оружие и боеприпасы. Командир партизанского отряда отправляет им подмогу в виде обоза. Однако возникает осложнение: среди партизан скрывается предатель, и командир знает об этом. Кто именно — остается тайной. Чтобы разоблачить изменника и дезориентировать противника, командир организует второй, ложный обоз, во главе которого ставит того самого майора. Он ведет фальшивый караван по немецким тылам, отвлекая основные силы фашистов, осознавая, что обратного пути для его отряда не будет. Несмотря на почти полное отсутствие динамичных сцен, фильм наполнен напряжением и увлекательностью. И сегодня он смотрится с неподдельным интересом.

Семнадцать мгновений весны

Этот телефильм, чье название стало нарицательным, а многие реплики разошлись на цитаты, наверняка знаком каждому. Поэтому пересказывать основные перипетии сюжета, полагаю, излишне. Абсолютная классика советского кинематографа, несомненный шедевр и «визитная карточка» актера Вячеслава Тихонова. Штирлиц — одна из ключевых ролей в его творчестве. Сериал снят по одноименной книге Юлиана Семенова. Съемки проходили в Берлине, Риге, некоторые эпизоды — в Москве. Даже ныне ленту можно пересматривать бесконечно, открывая в ней новые грани. Непонятно лишь, зачем ее раскрашивали — фильм великолепен в оригинальной черно-белой версии. Но оставим это на совести современных кинематографистов. Давайте просто еще раз окунемся в этот замечательный оригинал. Он того безусловно достоин!

  • Другие новости