Эдуард Артемьев был пионером в авангарде электронной музыки, композитором, который тонко чувствовал голливудские стандарты — на его счету более 150 проектов и работа с режиссерами, которые навсегда вошли в историю российского кино.
![Самые известные композиции Эдуарда Артемьева в культовом советском кино Самые известные композиции Эдуарда Артемьева в культовом советском кино](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2022/12/20240613-666ab4e2943a7.webp)
Зрителям даже не требуется помнить названия саундтреков Артемьева или видеть те фильмы, в которых они звучали. Они уже давно вошли в наш культурный код и вспоминаются с первых нот.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974
За долгие годы Артемьев написал немало заглавных саундтреков к лучшим фильмам Никиты Михалкова. У знаменитостей вышел плодотворный тандем: так, одна из самых ярких композиций прозвучала в вестерне «Свой среди чужих, чужой среди своих», которую Артемьев написал практически сходу, ориентируясь на спагетти-вестерны.
«Курьер», 1986
![Самые известные композиции Эдуарда Артемьева в культовом советском кино](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2022/12/20240613-666ab50b931dc-1024x576.webp)
Кадр из фильма «Курьер»
Музыка Артемьева также звучит в фильме еще одного культового режиссера — Карена Шахназарова. Его перестроечное драмеди «Курьер» вышло на экраны в 1986 году, но мотивы техно из фильма до сих пор всплывают в памяти также легко, как наставление главного героя — «Мечтай о чем-нибудь великом!».
«Солярис», 1972
![Самые известные композиции Эдуарда Артемьева в культовом советском кино](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2022/12/20240613-666ab56a817a4-1024x576.webp)
Кадр из фильма «Солярис»
«Мне в кино музыка нужна там, где кончаются мои возможности», — с таким подходом Андрей Тарковский работал над звуком в своих фильмах — от «Зеркала» до «Соляриса». По воспоминаниям Артемьева, идеи саундтреков приходилось искать в философских рассуждениях режиссера, тот никогда напрямую не говорил о том, как должны звучать его фильмы. Сегодня влияние атмосферы «Соляриса» видно невооруженным глазом от блокбастеров вроде «Дюны» до французского артхауса «Высшее общество», но этот дух угадывается сразу.
«Сибириада», 1979
![Как снимали откровенные сцены с Гурченко и Андрейченко в «Сибириаде»](https://kinodaily.ru/wp-content/uploads/2023/05/20230503-645262b0afc96.jpg)
Кадр из фильма «Сибириада»
Еще один знаковый режиссер, с которым работал Артемьев, — Андрей Кончаловский. Невероятным образом постановщик увлек композитора в работу над адаптацией «Щелкунчика», хотя тот был совершенно не заинтересован; позднее — над «Преступлением и наказанием», рок-оперой в духе «Иисус Христос — суперзвезда». Кроме того, именно его музыка звучит в знаменитой «Сибириаде». Кончаловский решил не играть в загадки с композитором и просто показал, как должен звучать его фильм — как электронная музыка Вангелиса, написавшего саундтрек к «Бегущему по лезвию».
Работая с лучшими режиссерами, Артемьев никогда не изменял своему принципу — музыка должна вести историю и замолкать там, где тишина звучит красноречивее самой эмоциональной композиции.