Самые известные композиции Эдуарда Артемьева в культовом советском кино

Эдуард Артемьев был пионером в авангарде электронной музыки, композитором, который тонко чувствовал голливудские стандарты — на его счету более 150 проектов и работа с режиссерами, которые навсегда вошли в историю российского кино.

Самые известные композиции Эдуарда Артемьева в культовом советском кино

Зрителям даже не требуется помнить названия саундтреков Артемьева или видеть те фильмы, в которых они звучали. Они уже давно вошли в наш культурный код и вспоминаются с первых нот.

«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974

За долгие годы Артемьев написал немало заглавных саундтреков к лучшим фильмам Никиты Михалкова. У знаменитостей вышел плодотворный тандем: так, одна из самых ярких композиций прозвучала в вестерне «Свой среди чужих, чужой среди своих», которую Артемьев написал практически сходу, ориентируясь на спагетти-вестерны.

[playerjs file=»https://www.youtube.com/watch?v=ObJriIz7evY»]

 

«Курьер», 1974

Музыка Артемьева также звучит в фильме еще одного культового режиссера — Карена Шахназарова. Его перестроечное драмеди «Курьер» вышло на экраны в 1986 году, но мотивы техно из фильма до сих пор всплывают в памяти также легко, как наставление главного героя — «Мечтай о чем-нибудь великом!»

[playerjs file=»https://www.youtube.com/watch?v=6K5BUk5_yls»]

 

«Солярис», 1972

«Мне в кино музыка нужна там, где кончаются мои возможности», — с таким подходом Андрей Тарковский работал над звуком в своих фильмах — от «Зеркала» до «Соляриса». По воспоминаниям Артемьева, идеи саундтреков приходилось искать в философских рассуждениях режиссера, тот никогда напрямую не говорил о том, как должны звучать его фильмы. Сегодня влияние атмосферы «Соляриса» видно невооруженным глазом от блокбастеров вроде «Дюны» до французского артхауса «Высшее общество», но этот дух угадывается сразу.

[playerjs file=»https://www.youtube.com/watch?v=bdl29dElUVs»]

 

«Сибириада», 1979

Еще один знаковый режиссер, с которым работал Артемьев,  — Андрей Кончаловский. Невероятным образом постановщик увлек композитора в работу над адаптацией «Щелкунчика», хотя тот был совершенно не заинтересован; позднее — над «Преступлением и наказанием», рок-оперой в духе «Иисус Христос — суперзвезда». Кроме того, именно его музыка звучит в знаменитой «Сибириаде». Кончаловский решил не играть в загадки с композитором и просто показа, как должен звучать его фильм — как электронная музыка Вангелиса, написавшего саундтрек к «Бегущему по лезвию». Вот что получилось в итоге:

[playerjs file=»https://www.youtube.com/watch?v=QEi3QzWsjVc»]

 

Работая с лучшими режиссерами, Артемьев никогда не изменял своему принципу — музыка должна вести историю и замолкать там, где тишина звучит красноречивее самой эмоциональной композиции.

  • Другие новости