Эдуард Артемьев был пионером в авангарде электронной музыки, композитором, который тонко чувствовал голливудские стандарты — на его счету более 150 проектов и работа с режиссерами, которые навсегда вошли в историю российского кино.
Зрителям даже не требуется помнить названия саундтреков Артемьева или видеть те фильмы, в которых они звучали. Они уже давно вошли в наш культурный код и вспоминаются с первых нот.
«Свой среди чужих, чужой среди своих», 1974
За долгие годы Артемьев написал немало заглавных саундтреков к лучшим фильмам Никиты Михалкова. У знаменитостей вышел плодотворный тандем: так, одна из самых ярких композиций прозвучала в вестерне «Свой среди чужих, чужой среди своих», которую Артемьев написал практически сходу, ориентируясь на спагетти-вестерны.
«Курьер», 1986
Музыка Артемьева также звучит в фильме еще одного культового режиссера — Карена Шахназарова. Его перестроечное драмеди «Курьер» вышло на экраны в 1986 году, но мотивы техно из фильма до сих пор всплывают в памяти также легко, как наставление главного героя — «Мечтай о чем-нибудь великом!».
«Солярис», 1972
«Мне в кино музыка нужна там, где кончаются мои возможности», — с таким подходом Андрей Тарковский работал над звуком в своих фильмах — от «Зеркала» до «Соляриса». По воспоминаниям Артемьева, идеи саундтреков приходилось искать в философских рассуждениях режиссера, тот никогда напрямую не говорил о том, как должны звучать его фильмы. Сегодня влияние атмосферы «Соляриса» видно невооруженным глазом от блокбастеров вроде «Дюны» до французского артхауса «Высшее общество», но этот дух угадывается сразу.
«Сибириада», 1979
Еще один знаковый режиссер, с которым работал Артемьев, — Андрей Кончаловский. Невероятным образом постановщик увлек композитора в работу над адаптацией «Щелкунчика», хотя тот был совершенно не заинтересован; позднее — над «Преступлением и наказанием», рок-оперой в духе «Иисус Христос — суперзвезда». Кроме того, именно его музыка звучит в знаменитой «Сибириаде». Кончаловский решил не играть в загадки с композитором и просто показал, как должен звучать его фильм — как электронная музыка Вангелиса, написавшего саундтрек к «Бегущему по лезвию».
Работая с лучшими режиссерами, Артемьев никогда не изменял своему принципу — музыка должна вести историю и замолкать там, где тишина звучит красноречивее самой эмоциональной композиции.