Вчера на 90-м году жизни от нас ушел Отар Давидович Иоселиани. Он не был «мейнстримным» режиссером, но его картины составляют неотъемлемый пласт советского и мирового кинематографа. В память об Отаре Давидовиче мы составили подборку его главных фильмов, познакомиться с которыми стоит в первую очередь.
1. ЛИСТОПАД, 1966 г.
Первый полнометражный фильм Иоселиани был холодно встречен зрительской аудиторией. Но история молодых виноделов, один из которых не привык идти на компромиссы со своей совестью, а другой неспособен даже отстоять свою девушку, получила всеобщее признание кинокритиков. Многоплановая картина о принципиальности, чистой любви и… грузинском вине. Которое неспешно течет из прошлого в будущее сквозь житейские коллизии настоящего.
2. ЖИЛ ПЕВЧИЙ ДРОЗД, 1970 г.
Юный Гия мечтает писать музыку и играет в оркестре на литаврах. Инструмент юноши в произведениях звучит редко, поэтому у него много свободного времени. Которое он по неорганизованности и душевной доброте тратит совсем не на то, на что следовало бы. Ироничный, светлый фильм, притом затрагивающий и важные вопросы бытия.
3. ПАСТОРАЛЬ, 1976 г.
Последняя лента Иоселиани, снятая в СССР. В забытой Богом деревне сталкиваются два абсолютно разных мира — мир музыкантов и тружеников-крестьян. Поначалу сближение происходит нелегко. Но противоположности все же имеют свойство притягиваться. Пожалуй, самый «музыкальный» фильм режиссера. И музыка, что характерно, здесь не на переднем плане…
4. ФАВОРИТЫ ЛУНЫ, 1984 г.
Первая полнометражная картина режиссера, снятая после переезда во Францию. В значительной степени вдохновленные поздним Бунюэлем, «Фавориты луны» не имеют определенного сюжета. А портрет девушки и антикварный сервиз — полноправные герои фильма, наряду с безымянными парижанами. В прокате фильм прошел почти незамеченным, но киноведы до сих пор считают ленту одной из самых значительных в фильмографии Отара Иоселиани. А жюри Венецианского кинофестиваля в 1984 году присудило «Фаворитам луны» Большой специальный приз.
5. ИСТИНА В ВИНЕ, 1999 г.
Самая настоящая ода терпкому виноградному напитку. Здесь нет лишних подробностей — при желании зритель просто может «включить» свое воображение. Нет и однозначных ответов, ведь веселящее снадобье может и исцелять, и калечить. А вот вина в этом позднем шедевре Иоселиани предостаточно. Оно и объединяет кажущиеся на первый взгляд разрозненными сюжетные линии. Красивый фильм с легким оттенком печали, как нельзя лучше подходящий для вечернего просмотра. Конечно же, с бокалом хорошего вина.