«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Записки о Шерлоке Холмсе всегда привлекали особое внимание среди поклонников холмсианы: легенды и теории строились не только вокруг текстов и экранизаций, но и судьбой самого известного в мире детектива. Одним из самых болезненных событий так можно назвать «Последнюю проблему» — рассказ, в котором Шерлок Холмс умирает. Но не навсегда.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

В советской экранизации Игорь Масленников превратил смерть детектива в грандиозное, трагическое событие, которое надолго запомнилось зрителям: каждый точно знал, чем все закончится на Рейхенбахском водопаде, но не мог отделаться от надежды, что уж в этот-то раз точно все обернется благополучно. В конечном итоге так и вышло, но от этого сцена сражения Шерлока Холмса и его заклятого врага Мориарти не становилась острее.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Идея воплощения знаменитой битвы интеллектуалов начала обрастать деталями случайно: Масленников пил кофе с каскадером Николаем Ващилиным, когда их разговор вдруг затронул боевые искусства, а именно борьбу бартитсу — она упоминалась в рассказе Конан Дойля «Пустой дом». Этот диалог помог создателям сформировать стиль с элементами бокса, в котором должен был сражаться детектив в своей последней схватке.

Итак, Шерлок Холмс встречается с профессором Мориарти у Рейхенбахского водопада, в финале они падают с обрыва. После долгих поисков локаций был найден идеальный водопад — в Абхазии, которая выглядела достаточно экзотично для зрителя.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Задумываясь о схватке героев, Масленников вдохновлялся Никитой Михалковым, а именно его фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих», где была аналогичная сцена. Предполагалось, что профессора Мориарти сыграет Иннокентий Смоктуновский, однако ему требовалось найти дублера. В итоге выбор пал на Виктора Евграфова: тот настолько поразил Масленникова, что режиссер отдал ему роль самого Мориарти.

Возвращаясь к схватке, создатели решили отталкиваться от характеров героев. Так, Холмс был расчетливым, а Мориарти — хладнокровным и коварным злодеем, который должен был припрятать пару карт в рукаве. Из этого родилась боевая хореография, которая требовала, по сути, постановки танца.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

Схематично «танец» можно было разделить на две части. Начало битвы выглядит экспрессивным и молниеносным, герои наносят друг другу удары в надежде на быструю победу. Холмс обороняется, но затем перехватывает инициативу и делает ставку на отвлекающий прием.

Во второй части герои уже измотаны, но понимают то, о чем писала еще Джоан Роулинг: «Ни один не может жить, пока жив другой». Усталые, они неминуемо движутся к краю пропасти. По такой схеме начались репетиции каскадеров и Василия Ливанова в компании Евграфова. Их работа занимала много часов и начиналась с самого утра: после подъема час физических тренировок, бег, плавание. После съемок — еще одна тренировка, где актеры оттачивали боевые приемы. Спустя месяц артисты могли выполнять уже более сложные движения своего «танца».

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

В одном из особенно опасных эпизодов создателям пришлось даже сделать куклу Мориарти, чтобы имитировать падение тела профессора, разбивающегося о скалы.

К слову, уже на этапе репетиций Шерлок Холмс лишился фирменных боксерских приемов. Они требовали от актера высокой подготовки и более удобных локаций — во всяком случае, не настолько каменистых.

Съемки проходили сразу после дождя. Это казалось небезопасным, вся площадка была скользкой, а работа могла обернуться трагедией, но Масленников понимал, что более идеального шанса снять кульминационную сцену уже не будет.

«Последняя проблема»: как снимали битву Шерлока Холмса и Мориарти

В одной из сцен Шерлока Холмса поражает неожиданная догадка: у Мориарти есть нож, и он непременно пустит его в ход в драке. Опасный эпизод, однако профессор выбрасывает нож в сторону, и от этого будто еще страшнее. Сцену удалось снять лишь с шестого дубля, не сразу также удалось снять сцену с захватом за горло — получалось невнятно и неубедительно. Оператор Лапшов принципиально использовал крупные планы, чтобы захватить каждую эмоцию на лицах героев. Так прошел съемочный день.

Затем был чай, теплая одежда для промокшей съемочной команды. Пока артисты переводили дух, удалось снять сцену с падением Мориарти — куклы, разумеется. Уже на этапе монтажа оказалось, что этот эпизод был безнадежно испорчен, вместо него в фильм вставили беседу с обманутым Джоном Ватсоном.

В итоге зрители увидели напряженную схватку героев: два разных стиля боевых искусств, два темперамента и непримиримых характеров. Да, шерлоку Холмсу удалось в тот раз выйти сухим из воды, но эта сцена надолго запомнилась публике и до сих пор вызывает странную тревогу.

  • Другие новости