Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

«Медея» Пьера Паоло Пазолини — это вольное изложение цикла древнегреческих мифов о плавании Ясона и аргонавтов в Колхиду за золотым руном. Фильм был снят в 1969 году в турецкой Каппадокии, в основу сюжета легла древнегреческая трагедия Еврипида.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

В творчестве режиссера этот фильм завершает «поэтический цикл» и предваряет создание кинематографической «Трилогии жизни».

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Пазолини и Каллас/кадры со съемок

Немного о Пазолини

Пазолини называют одним из самых многоликих классиков в кино, а его неординарный подход к экранизации классических сюжетов («Евангелие от Матфея», «Декамерон», «Царь Эдип») заслуживает отдельного внимания своей провокационностью.

Режиссер-скандалист, идейный левак, атеист, марксист и поэт переворачивал с ног на голову католические догматы и привычные представления об этике. Премьеры многих его фильмов срывались: зрители могли забрасывать экран водяными бомбочками с чернилами, а на самого режиссера подавали в суд.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Паоло Пазолини

Раз за разом он возвращал своего зрителя к телесности, первозданности природы, животным инстинктам и правдоподобию дохристианского мира.

В 1962 году Пазолини даже получил срок за участие в съемках скандального фильма «РоГоПаГ», состоящего из четырех новелл. В нем авторы (Пазолини, Росселлини,  Годар, Грегоретти) рассказывают о причинах конца света. Но именно короткометражка Пазолини «Сын овечий» вызвала возмущение католической церкви.

В его кинематографии сочетаются дерзкое и хрупкое, фривольное и непорочное, логичное и экспрессивное. Наряду с прожженным цинизмом можно встретить нечто нежное и трепетное. Этот дуализм присутствует в характере его персонажей и в самом Пазолини.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма и фото автора с мест съемок

Столкновение цивилизаций

Аргонавты, в видении Пазолини, предстают как мародеры и насильники – западный цивилизованный мир, а Колхида – это доморальный мир Азии: она архаичная, иррациональная, с кровавыми жертвоприношениями.

В прочтении Пазолини происходит деконструкция положительного образа Ясона и аргонавтов, как путешественников, совершающих подвиг – вместо этого они показаны, как обычные бандиты. Сложно сравнить, кто лучше: колхидские варвары, убивающие своих ради удобрения почвы, или аргонавты, путешествие которых сопровождается насилием и грабежом.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма и фото автора с мест съемок

Пазолини «приземляет» древнегреческий миф, создавая из него свой собственный – его невозможно оценивать современными мерилами морали. Режиссер, известный своей страстью к живописи, смело оживляет античные полотна итальянских художников на экране, создавая запоминающиеся мизансцены и крупные планы.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадры из фильма

Места съемок

Съемки Колхиды осуществлялись в долинах Каппадокии, многие из которых берут начало из поселка Гёреме. Встречу царской семьи с подданными после жертвоприношения снимали в небольшой безымянной часовне, которая находится рядом с расписанной фресками «Темной церковью» в Музее под открытым небом в Гёреме.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Архивные фото Пазолини и Каллас и фото автора с мест съемок

Кстати, никто из работников Музея под открытым небом не смог подсказать, где находится нужный объект, по кадру из фильма, зато предлагали множество других экскурсий за отдельную плату.

Сцены жертвоприношения, предположительно, снимали в «Долине любви», судя по характерной форме камней.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма и фото автора с мест съемок

Образ Медеи

Согласно мифу, Медея – царица и колдунья западногрузинского царства Колхиды, основательница медицины, внучка бога Гелиоса. Она влюбилась в Ясона и помогла ему выкрасть золотое руно, убив собственного брата. Царица бежала на родину Ясона, но ее возлюбленный решил жениться на другой. В отместку Медея убила молодую невесту Ясона и своих сыновей от Ясона.

Медея Пазолини – волшебница, пользующаяся огромным авторитетом у себя дома, оказывается лишенной своих магических сил и влияния на родине у Ясона. Ее демарш может восприниматься как экзистенциональная драма матери, познавшей несовершенство мира и желающей избавить от его страданий своих детей.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма

Поведение Медеи не укладывается в понимании европейского человека: она непредсказуема, стихийна и жестока и мстительна – в этом ее сила. Мотивы действий волшебницы из иррационального варварского мира, скорее, ритуальны, и не поддаются рациональной оценке.

Единственный способ сопротивления власти мужа Медеи, как греческой жены – это возможность распоряжаться жизнью потомства. Вместо классического самоубийства Медея выбирает мужскую «героическую» модель поведения, как форму борьбы с патриархальными устоями.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма

Важно отметить, что Еврипид был первым греческим драматургом, который вывел Медею из тени Ясона, сделав ее полноценным субъектом трагедии. Через судьбу колхидской волшебницы он также обозначил проблемы власти и восприятия «другого». Это трагедия стала отражением кризиса, назревшего в греческом обществе. Пазолини эту линию продолжил, показав кризис своего времени. 1968 год – это время активизации социальных движений в странах третьего мира, сопротивляющихся влиянию капиталистических стран.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма

Таким образом фигура Медея – вполне политическая, начиная от Афин III века до н.э., заканчивая «Медеей» фон Триера.

Две Медеи

Сложная роль главной героини досталась подруге режиссера, оперной диве греческого происхождения Марии Каллас (Сесилия София Анна Мария Калогеропулос). Она превратила оперу в настоящий драматический театр, заставляя даже «трели и гаммы выражать радость, беспокойство или тоску».

В 50-60 годах она была на пике популярности и послужила музой для многих именитых творцов и сильных мира сего. Однако сердце ее было суждено разбить не очень симпатичному, но безмерно обаятельному греческому миллионеру Аристотелю Онассису.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Архивные фото Каллас и Онассиса

В 68 году Каллас в свои 43 года впервые забеременела от любимого мужчины, но вынуждена была сделать аборт, чтобы сохранить отношения с ним. В апреле ей сообщили, что Онассис женится на Джеки Кеннеди – вдове 35 президента США.

Это была первая и единственная роль Марии Каллас в кино, где она ни разу не спела. Каллас настолько органично сыграла эту роль, создав облик величественной и сильной царицы архаичного мира, что многим критикам было искренне жаль, что она не продолжила карьеру в кино. В момент съемок Каллас было 44 года, а ее партнеру, сыгравшему Ясона, было на 20 лет меньше.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Фото со свадьбы Джеки Кеннеди и Аристотеля Онассиса

Последние годы жизни Каллас провела в затворничестве, не выходя из своей парижской квартиры, где ее и нашли мертвой в 1977 году в возрасте 53 года. Оперная дива скончалась от остановки сердца.

Личная трагедия оперной дивы случайным совпала с крахом иллюзий Медеи Пазолини: Каллас пережила измену, Медея – женитьбу Ясона на Главке, Каллас лишилась ребенка – Медея принесла своих детей в жертву. Две сильные женщины из разных миров стали единым целым.

Почему стоит посмотреть «Медею» Паоло Пазолини

Кадр из фильма и фото из альбома Каллас

Автор: Кристина Томилова

  • Другие новости