Фильм Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» хорошо известен всем жителям страны, его просмотр стал новогодней традицией, а реплики персонажей разошлись на цитаты сразу для нескольких поколений. Однако не многие знают, что картина основана за запрещенной цензурой пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич».
Произведение было написано в 1936 году специально для постановки в театре. Однако зрители так и не увидели ее воплощение на сцене. Постановка была закрыта сразу после генеральной репетиции, на которой присутствовали партийные руководители СССР. Пьесу запретили. В печать она вышла после смерти автора в 1965 году в книге Михаила Булгакова «Драмы и комедии».
Как считают биографы Булгакова, произведение запретили из-за того, что цензоры увидели в нём искажение образа Иоанна Грозного. В 30-е годы царя было принято воспринимать как великого государственника, собирателя российских земель.
«Иван Васильевич» заинтересовал советского режиссёра Леонида Гайдая, и в 1972 году он приступил к съёмкам комедии. Экранизация пьесы могла не состояться из-за предложения, поступившего Гайдаю в самом начале работы над фильмом. Эльдар Рязанова предложил заменить его и возглавить съёмки советско-итальянской комедии «Невероятные приключения итальянцев в России». Леонид Гайдай отказался в пользу экранизации пьесы.
Действие фильма происходит в 1970-х годах. Известная большинству зрителей история об инженере-изобретателе Шурике, создавшем машину времени, в некоторых местах отличается от оригинала. Гайдай изменил сатирическую пьесу Булгакова под нравы современного зрителя. Режиссёр сместил акценты с Ивана Грозного на его тёзку Буншу, который является управдомом. У Булгакова царь – более колоритный персонаж.
В первоисточнике по-другому зовут изобретателя. Он Николай Тимофеев, а жена обращается к нему привычным для того времени сокращением Кока. Гайдай переименовал героя в Шурика, так как актёр Александр Демьяненко у зрителя уже прочно ассоциировался с этим именем. По-разному ломалась машина времени в пьесе и фильме. Интересно, что сон Тимофеева был навеян оперой «Псковитянка» Николая Римского-Корсакова. Только в комедии он смотрит ее по телевизору, а в пьесе – слушает по радио. Одна из последних сцен пьесы Булгакова, где инженер просыпается и хочет рассказать о своём сне, не была показана в фильме.
Картина вышла в 1973 году и сразу стала лидером проката. В СССР ее посмотрели свыше 60 миллионов зрителей.
Киновед Андрей Зоркий после выхода комедии отметил, что булгаковская фантазия, соединенная с гайдаевской эксцентрикой, превратилась в остроумное действо.
В прошлом году легендарной комедии Леонида Гайдая исполнилось 50 лет.