Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

5 января великому мастеру анимации Хаяо Миядзаки исполнилось 83 года. А в российский прокат с 17 января повторно вышла «Принцесса Мононоке». Спустя почти 30 лет после премьеры анимация по-прежнему завораживает и трогает сердце.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Премьера Мононоке состоялась в 1997 году в Японии под эгидой Studio Ghibli. В том же году картина стала самым кассовым фильмом в истории Японии, обогнав «Инопланетянина» Стивена Спилберга, но чуть позже уступив это место «Титанику» Джеймса Кэмерона.

Стараниями продюсера Тосио Судзуки «Мононоке» получила прекрасную рекламную кампанию и появилась на экранах США в 1999 году. В России анимация впервые была показана по ТВ в рамках программы «Нарисованное кино» в 2003 году, а на большие экраны вышла в 2010-м.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Кадр из «Принцессы Мононоке»

  • Адаптацией текста для английского дубляжа занимался автор книг и множества комиксов Нил Гейман (см. сериалы «Американские боги» и «Благие знамения»)
  • Продюсером выступил прагматичный Тосио Судзуки
  • Композитор — Дзё Хисаиси — несменяемый друг и коллега, чья музыка сопровождает практически все работы Миядзаки.

После выхода в 1995 году мультфильма «Шёпот сердца» в студии Ghibli возник вопрос: что выпускать дальше? Были некоторые наработки и готовые эскизы, но позже Миядзаки пришел к выводу, что техника устарела, а сюжеты и вложенные смысли не соответствуют вызовам времени. В 90-х годах Япония пережила несколько серьезных потрясений. Поэтому было принято решение начать заново и искать подходящие источники вдохновения.

Работа над «Мононоке» шла дольше и значительно дороже предыдущих. В картине стало значительно больше действующих лиц в одном кадре, а размах повествования приобрел масштабы эпоса или голливудского пеплума.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Кадр из «Принцессы Мононоке»

Сверхусилия прилагал сам режиссер и того же требовал от сотрудников. Работа была на износ, поэтому многие пионеры студии Гибли уволились сразу после выхода картины, их сменили другие аниматоры. Миядзаки контролировал и корректировал все процессы, вплоть до записи голоса – был тотальным автором проекта. Правки вносились даже накануне выхода картины на экраны. Тосио Судзуки говорил, что режиссер отдал «Мононоке» тело и душу.

Чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки во время создания «Принцессы Монононоке»:

1.  Сюжет фильма разворачивается во времена Муромати, когда в Японии появилось первое огнестрельное оружие. Страна была разделена на крупные феодальные владения и постоянно страдала от междоусобных конфликтов за власть и территорию.

2.   Миядзаки впервые попробовал себя в жанре дзигайгэки (историческая повесть с самураями). У фильма большой эпический размах, он пестрит сценами насилия, угрозой экологического коллапса и, в то же время, мощным видением возвышенного – божественного.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Кадр из «Принцессы Мононоке»

3. В «Мононоке» хорошо прослеживается дань уважения еще одному мэтру экранного искусства Японии – Акире Куросаве («Семь самураев», «Ран»). В исполнении Миядзаки образ самураев рисуется нелепым и бездумным, а единственное следствие милитаризма, как политического явления – бессмысленная смерть.

4.  В основе мультфильма заложены мысли из «Ходзёки» Камо-но Тёмэйя – классического литературного произведения XIII века, где автор размышляет о мире и быстротечности жизни (входит в школьную программу в Японии). Тёмэй – бывший придворный, он разочаровался в мире и стал монахом. Книга появилась как наблюдение за жизнью Японии в 1223 году, когда страна была охвачена голодом, чумой, стихийными бедствиями и военными захватами.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Кадр из «Принцессы Мононоке»

5.  В сюжете «Мононоке» заложена идея экологического коллапса и возможных последствий, на это повлияли сразу два национальных потрясения:

·        В 1995 году в Японии произошло землетрясение, унесшее жизни 6 тысяч человек, оно считается самым ужасным со времен землетрясения в Канто 1923 года. «Будто сама природа мстит цивилизации».

·        Инцидент с «Аум Синрикё» – члены религиозной группы распылили газ в метро, в результате чего погибло 12 человек.

Эти события усилили чувство незащищённости и уязвимости японского общества в экологическом и социальном смыслах.

6.  Разнообразие синтоистской мифологии позволило создать удивительный мир с множеством ярких персонажей: всесильные и непредсказуемые боги, демоны и духи. Татаригами, мононоке, шишигами, дайдаработчи – их действия основаны на ритуалах и тысячелетних традициях, они способны проявлять как симпатию, так и агрессию, среди них есть и те, кто проявляет божественную беспристрастность.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Кадр из «Принцессы Мононоке»

7.  Тема изгоев. В 90-е годы правительство Японии считало проказу заразной болезнью и вводило изоляцию для зараженных. Миядзаки посетил лепрозорий недалеко от своего дома, где содержались больные. Это оказало на него мощное впечатление. «Несмотря на любое несчастье, в жизни царят радость и смех», – позже расскажет в интервью режиссер.

8.  Обычаи и культура средневековых кузнецов. Кузнецы жили отдельными поселениями с очень закрытой и табуированной социальной структурой. Женщина или больной не могли работать в кузне, поскольку считалось, что они оскверняют металл. Миядзаки, естественно, перевернул запреты с ног на голову.

9.  Леса острова Якусима – это уникальный объект всемирного наследия, где до сих пор растут двухтысячные кедры, изумрудными коврами стелется мох. Именно туда отправился режиссер вместе с аниматорами в поисках художественного вдохновения для создания нового мира «Мононоке». И не прогадал.

Леса и землетрясения: чем вдохновлялся Хаяо Миядзаки, создавая «Принцессу Мононоке»

Кадр из «Принцессы Мононоке»

После просмотра картины на многие вещи хочется «смотреть взором, незатуманенным ненавистью». Взрослые вспоминают о важных непреходящих ценностях, а дети перестают делить мир на белое и черное.

Автор: Кристина Томилова

  • Другие новости