Кто выбирает за нас? Как критики оценивают фильмы

Стриминговые платформы окончательно встроились в процесс формирования системы потребления кино, который начался благодаря популярным сайтам IMDb и Rotten Tomatoes. Фильмы в наше время сильно зависят от средней оценки, которая является результатом объединения оценок зрителей и критиков, и определяет их культурный статус.

Кто выбирает за нас? Как критики оценивают фильмы

Использование таких рейтинговых систем — это обычная практика, так как у обычного зрителя нет времени изучать обзоры перед просмотром каждого фильма. Наличие усредненной «объективной» оценки упрощает выбор, но одновременно ограничивает восприятие и упускает важные детали.

Две альтернативных системы

Rotten Tomatoes — это сайт, который подводит итоги оценок критиков и присваивает фильмам процентную оценку от 0 до 100%. Фильмы, получившие менее 60%, считаются «тухлыми», а все остальные — «свежими».

Однако проблема заключается в том, что процент отражает долю критиков, высоко оценивших фильм, а не является средним арифметическим. Например, фильму с процентом 30% не означает, что его оценка 3 из 10. Это означает, что 30 из 100 критиков положительно оценили фильм, а остальные 70% могут отдать ему низкую оценку. Но окончательно фильм воспринимается как 3 из 10. Кроме того, разделение фильмов на «тухлые» и «свежие» создает категоричное отношение.

Кто выбирает за нас? Как критики оценивают фильмы

Немного лучше в этом плане работает агрегатор Metacritic, который преобразует оценки критиков в стобалльную систему и показывает среднее арифметическое. Фильмы разделены на пять категорий: «почти всеодобрительные отзывы», «хорошие отзывы», «смешанные отзывы», «почти всеотрицательные отзывы» и «почти всеодобрительные отзывы».

Система IMDb — самая известная рейтинговая система, которую используют многие стриминговые сервисы. Она вычисляет среднее арифметическое всех оценок, поставленных по 10-балльной шкале. Эта система позволяет фильтровать контент и видеть общее признание или низкое качество фильма.

Однако середина шкалы остается серой зоной, где балл не даёт достаточно информации о фильме. Каждый имеет своё представление о том, что является хорошей или плохой оценкой. А нишевым продуктам часто угрожает низкий рейтинг, потому что их тематика или специфика не понятны большинству зрителей. Есть также фильмы, которые вызывают противоположные отзывы, и они получают среднюю оценку и оказываются в нижней части рейтингов.

Борьба не на жизнь, а на смерть

Борьба между критиками и зрителями является обычным явлением при выходе долгожданных фильмов популярных франшиз или работ от неоднозначных режиссеров. Фанаты еще до выхода уже обожают фильмы, а критики превращают их провалы в сенсации. Или наоборот — фанаты не любят фильм, а критики считают его элитарным. Например, «Телохранитель» 1992 года был назван провалом критиками, но стал самым кассовым фильмом года. Фильм «Гринч — похититель Рождества» 2000 года получил холодный прием от критиков, но стал рождественской классикой.

Кто выбирает за нас? Как критики оценивают фильмы

Кроме того, бывает, что критики в восторге от фильма, но обычные зрители не могут понять его. Это часто происходит с артхаусом, фестивальным кино и «социальными» драмами. Критики ставят им высокие оценки, а зрители с недоумением смотрят на такую выборку. Фильмы «Милашки» от Netflix — это один из примеров, где оценка критиков составляет 8,5, а зрители дают ему оценку от 1,5 до 3 из 10. Та же ситуация с сериалом «Зачарованные» 2018 года и другими примерами.

В конце концов, рейтинги фильмов помогают оценить их качество, но создают категоричное отношение и не учитывают важные детали. Критикам и зрителям следует помнить, что вкусы могут различаться, и ни один рейтинг не может полностью охватить все аспекты фильма. В конечном итоге, лучший выбор фильма и оценку можно сделать, исходя из собственных предпочтений.

  • Другие новости