О том, что «Москва слезам не верит» и «Утомленные солнцем» в свое время получили по «Оскару», знают все. Но были в истории нашего кино и другие фильмы, которым удалось произвести фурор за рубежом. Вспомним некоторые из них.

«Сто дней после детства», 1975 год. Режиссер — Сергей Соловьев.

Кадр из фильма «Сто дней после детства»
В пионерском лагере бушуют шекспировские страсти. Потерявший голову от чувств к однокласснице Лене Митя не замечает влюбленной в него самого Сони. А где-то рядом пионервожатый Сережа рассказывает школьникам о высоком искусстве. Критики и зрители были поражены тем, как живописно и притом точно Сергей Соловьев перенес мир юных на экран. И как сумел соединить в своей картине поэзию и психологию.
Зарубежные ценители кино также остались под впечатлением от работы Соловьева.
Только у русских хватило мужества на фоне обилия постельных сцен, жестоких трагедий, убийств и извращений выступить с подлинно романтическим, чистым и добрым фильмом! — писали журналисты в дни проведения XXV Международного кинофестиваля в Западном Берлине.
Впрочем, в поздних фильмах Соловьева будет хватать всего вышеперечисленного.
Награды: Приз «Серебряный медведь» за лучшую режиссерскую работу на XXV МКФ в Западном Берлине, серебряная медаль на XVII МКФ в Авеллино (Италия), главный приз за режиссуру в конкурсе фильмов для детей и юношества на МКФ «ФЕСТ-76» в Белграде.
«Слуга», 1988 год. Режиссер — Вадим Абдрашитов.

Кадр из фильма «Слуга»
Социально-философская притча о Хозяине, спустя годы приехавшем навестить своего слугу, который сам стал хозяином, но так и не смог вытравить из себя рабскую сущность. Фантасмагорическая, сложносочиненная картина очень не понравилась генсеку Горбачеву, но стала событием в мире позднесоветского кино.
Награды: Международный кинофестиваль в Западном Берлине — Премия А. Бауэра «За фильм, открывающий перспективы в развитии кино», премия Международной Католической организации в области кино, приз экуменического жюри.
«Окраина», 1998 год. Режиссер — Петр Луцик.

Кадр из фильма «Окраина»
Единственный режиссерский опыт драматурга Петра Луцика. Сюжет его обычен для кинематографа 1990-х: сельские мужики отправляются в Москву мстить захватившему их землю нефтяному магнату. Но рассказана история языком «раннего сталинского» кино. И речь не об отдельных отсылках, а о полном копировании стиля. Чёрно-белая плёнка, музыка из фильмов тридцатых годов, одежда времён Гражданской войны, манера речи героев… Даже название позаимствовано из одноимённой военной драмы Бориса Барнета!
Впрочем, вдохновлялся Луцик не только соцреализмом. В его картине прослеживаются также мотивы русских сказаний, а финальный монолог олигарха про «кровь Земли» заставляет вспомнить нас и о древнеславянских мифах.
Награды: Международный кинофестиваль «Лiстапад» в Минске — специальный приз газеты «Культура» международный кинофестиваль в Карловых Варах — «Приз свободы», международный кинофестиваль в Чикаго — приз Международной федерации кинопрессы FIPRESCI.
Kino Daily





