Как снимали в СССР атмосферную экранизацию «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»

В 1979 году советские кинематографисты решили взяться за амбициозную задачу — перенести на экраны роман «Д’Артаньян и три мушкетера». Смелая экранизация получилась яркой, музыкальной, наполненной звездными именами и впечатляющим экшеном. Но за кадром фильма также происходило немало любопытного.

Как снимали в СССР атмосферную экранизацию «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»

Обычно режиссеры долго выбирают подходящих актеров в свои проекты, мечтая об одних кандидатах, и снимая совершенно других. Однако постановщик Георгий Юнгвальд-Хилькевич сразу определился с составом: он изначально представлял в роли Анны Австрийской лишь Алису Фрейндлих, Портоса — Валентина Смирнитского, Людовика — исключительно Олега Табакова. Другие звезды даже не получили шанс на прослушивание.

Как снимали в СССР атмосферную экранизацию «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»

Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

Однако с поиском идеального д’Артаньяна все же пришлось повозиться. Боярский сразу был заявлен в проекте, но готовился сыграть графа Рошфора. Однажды он опаздывал на репетицию и ворвался в кабинет с видом настолько безумным, что режиссер больше не видел его ни в какой другой роли, кроме д’Артаньяна.

Маргарита Терехова также не должна была играть леди Винтер, но все решил случай. Изначально на эту роль утвердили Елену Соловей, но к моменту съемок она узнала, что ждет ребенка. Тогда режиссер пригласил в проект Терехову — и она прекрасно справилась с харизматичным образом.

Как снимали в СССР атмосферную экранизацию «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»

Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

Съемки трёхсерийного фильма развернулись во Львове, Одессе, Хотинской крепости и Свиржском замке — именно он использовался с разных ракурсов в качестве декораций замка д’Артаньянов, монастыря, дома плача и бастон Сен-Жерве.

Грандиозный проект предполагал не только множество песен и зрелищной костюмной драмы, но и экшен-сцен. Боярский настолько вжился в роль, что в одной из сцен самостоятельно спрыгнул с трехметровой высоты. Предполагалось, что это сделает дублер, но артист решил не упускать свой шанс. Позднее он признавался, что не смог бы иначе почувствовать себя настоящим д’Артаньяном.

Как снимали в СССР атмосферную экранизацию «Д’Артаньяна и трех мушкетеров»

Кадр из фильма «Д’Артаньян и три мушкетера»

Вениамин Смехов также едва не пострадал на съемках. Команда ставила эпизод, в котором происходила засада на Атоса в таверне. Каскадер в образе гвардейца промахнулся и ткнул артисту прямо в глаз. Смехов почувствовал острую боль, понял, что не может открыть глаз. Актер со смехом вспоминал тот инцидент и отмечал, что в финальном монтаже видно его пострадавшее лицо даже несмотря на ухищрения гримеров и осветителей.

К слову, один из выживших героев мог все же погибнуть. Лев Дуров, который играл де Тервиля, был уверен, что для его персонажа лучшим завершением арки была бы смерть при осаде Ла-Рошели. Однако режиссер не рискнул усилить образ воина, ведь легенде «негоже умирать».

  • Другие новости