«Служебный роман» вышел на экраны в 1977 году: фильм оказался не только остроумной комедией, но эффектной историей преображения, после просмотра которого многие зрительницы поспешили обновить гардероб. Он же показал, насколько многогранной и необычной актрисой является Алиса Фрейндлих — из серой мыши она превращается на экране в элегантную и сильную героиню. Рассказываем, как создавался ее образ.
В первом акте картины Фрейндлих появляется в образе Людмилы Прокофьевны Калугиной — молоденькой руководительницы предприятия, которой некогда и незачем следить за собой и тем более выделяться. Художники по костюму подчеркнули это цельным образом «мымры»: густые брови, которые секретарша Верочка считала неприличными, короткая, не уложенная стрижка и коричневый костюм-двойка, который ввергал сотрудников в уныние. Наряд смотрелся на актрисе ужасно и полностью маскировал ее фигуру — секрет в том, что костюм был подобран 52 размера. Его искали по всем костюмерным, чтобы найти самые несуразные вещи, олицетворяющие измученную женщину.
Финальным штрихом образа героини были массивные очки в черной оправе — неотъемлемый, стереотипный аксессуар всех мужчин на руководящих должностях, он подчеркивал желание Калугиной, чтобы ее воспринимали всерьез, но это выглядело ужасно. Кстати, очки были находкой оператора Владимира Нахабцева — он позаимствовал их у собственного отца.
Верочка помогает Калугиной преобразиться — она знает толк в моде. Благодаря ей брови героини становятся «удивленно приподнятыми» ниточками, а коричневый костюм-двойка уходит в прошлое.
Обновленная Калугина не боится голубых теней и пышной укладки: позднее Фрейндлих не раз говорили, что именно этот образ вдохновил зрительниц вспомнить дорогу в парикмахерскую. И не стоит забывать о знаменитом синем платье в клетку — оно вдохновило множество женщин на преображение.