«Гори, гори, моя звезда»: трагикомедия о революционном театре в бурях гражданской войны

В 1970 году на экраны нашей родины вышел кинематографический труд режиссёра Александра Митты под названием «Гори, гори, моя звезда». Во времена съёмочного процесса картина носила рабочее наименование «Комедия об Искремасе», в честь центрального персонажа, который, следуя моде эпохи, обзавёлся фамилией-аббревиатурой. Его новое имя, Искремас, отражало популярный в те годы девиз «Искусство революции в массы!».

«Гори, гори, моя звезда»: трагикомедия о революционном театре в бурях гражданской войны

Кадр из фильма

Действие ленты разворачивается в разгар гражданской войны на севере Таврии. В скромном провинциальном городке уже утвердилась советская власть, функционирует местный ревком. Однако в окрестностях хозяйничает махновская банда, а неподалёку белогвардейский полк стремится соединиться с войсками барона Врангеля в Крыму.

Именно в этот неспокойный период в городок прибывает «Революционный Всенародный Театр-Эксперимент», представленный единственным, но чрезвычайно энергичным молодым человеком, который совмещает роли актёра, режиссёра и автора своих постановок. Отсюда развивается череда событий, наполненная как юмористическими нотками, так и драматическими коллизиями.

Известно, что сценаристы Юлий Дунский и Валерий Фрид изначально писали главную роль для Ролана Быкова. Поэтому, когда партия была доверена Олегу Табакову, у них возникли сомнения, что замысел воплотится в полной мере. Однако Табаков исполнил образ именно так, как предполагалось.

Чтобы тема революционной борьбы не доминировала над повествованием, постановщик акцентировал внимание на гротеске, подобно тому, как это было сделано в «Бумбараше» и «Интервенции». Таким образом, из откровенно пропагандистской агитки (на что рассчитывали члены худсовета при одобрении сценария) родился увлекательный и порой забавный фильм.

В целом режиссёру удалось избежать серьёзных нареканий со стороны художественного совета. Единственная уступка касалась замены названия картины. Руководству не понравилось, что имя «Искремас» напоминало «Фантомаса», фильмы о котором в то время пользовались огромной популярностью среди советской молодёжи. Ведь здесь речь шла о «священной революционной борьбе».

Спустя годы Олег Павлович Табаков делился воспоминаниями, что в той ленте он прежде всего стремился играть так, чтобы угодить не режиссёру, а всего одному будущему зрителю – Ролану Быкову. И ему это удалось, поскольку Ролан Антонович похвалил Табакова непосредственно после премьеры. В то время Ролан Быков уже преимущественно занимался режиссёрской деятельностью, поэтому свободного времени на актёрские предложения у него оставалось немного.

Эта картина также примечательна тем, что в недавних откровениях Елены Прокловой о «домогательствах со стороны очень известного актёра» она, вероятнее всего, подразумевала съёмки именно этой ленты. Актриса, разумеется, не выразилась открыто, но знатоки кино быстро определили, что речь могла идти исключительно об этом фильме.

В аннотациях картина представлена как трагикомедия, и, на мой взгляд, она в полной мере соответствует этому жанру.

Помимо вышеупомянутых актёров, в фильме блистает замечательный ансамбль: Евгений Леонов, Олег Ефремов, Леонид Дьячков, Леонид Куравлёв, Владимир Наумов, Рогволд Суховерко, Нонна Мордюкова, Любовь Соколова и другие.

  • Другие новости