А вы знали: первыми киномонтажёрами были женщины

Ещё в 2019 году американская режиссёр Сью Фридрих провела исследование и заметила, что большинство фильмов монтировали именно женщины. Позже она даже создала сайт с целью описать истории более двухсот женщин, которые были киномонтажёрами и повлияли на развитие кинематографа.

А вы знали: первыми киномонтажёрами были женщины

Дэвид Мьюэл, автор книги «Женщины — редакторы фильмов: невидимые художники американского кино», писал, что раньше в работе монтажёра не было места творчеству. Она была просто монотонной, такой же, как вязание и шитьё. Помимо этого, труд был утомительным и низкооплачиваемым. Многие женщины без специального образования приходили работать «склейщицами». К концу 1920-х годов роль монтажниц и склейщиц возросла. Редактировать истории на пленке охотно брали женщин из редакций и типографий.

А вы знали: первыми киномонтажёрами были женщины

Барбара МакЛин

Одной из самых первых женщин-монтажёров была Барбара МакЛин. Она не только 7 раз номинировалась на «Оскар», но и проработала руководителем главного монтажного цеха студии Fox в течение 20 лет.

Многие из первых звуковых фильмов были также отредактированы женщинами: Бланш Сьюэлл, Виолой Лоуренс, Джейн Лоринг и другими.

Первой женщиной, получившей Оскар за монтаж, была Энн Бошенс которая принимала участие в создании фильма «Северо-западная конная полиция» 1940 года.

Виола Лоуренс тоже была номинирована на оскар за лучший монтаж фильма. Её слова и действия имели большой вес для актёров. Так она даже заставила Орсона Уэллса вернуться на съёмочную площадку и снять крупные планы для фильма «Леди для Шанхая» 1947 года.

В тогдашней России монтажной работой также занимались женщины. Одними из самых выдающихся киномонтажниц являются Вера Ханжонкова, Елизавета Свилова и Эсфирь Шуб.

Вера Ханжонкова была женой известного Александра Ханжонкова, пионера российского кинематографа, который сильно повлиял на его развитие. Но если Александр Ханжонков был известен и востребован в определённых кругах, его жена, не менее одарённая, предпочла остаться в тени. На счету Веры Ханжонковой большое количество смонтированных фильмов. В 1950-1960-е годы она руководила игровыми дореволюционными картинами. Пресса обратила на неё внимание только в 1970-х годах.

На счету Елизаветы Свиловой более 40 проектов. Она смонтировала большое количество выпусков кинопериодики: «Кино-Правда», «Московская кинохроника», «Новости дня», «Пионерия», «Советский Казахстан», «Союзкиножурнал» и других. Фильм Свиловой «Зверства фашистов» 1946 года фигурировал в качестве обвинения на Нюрнбергском процессе. Эсфирь Шуб монтировала в основном иностранные фильмы, готовившиеся к прокату в СССР, игровые фильмы киностудии, а также фильмы дореволюционной эпохи.

  • Другие новости