Вчера свой 77-й день рождения отпраздновал великий Стивен Спилберг. Описывать биографию этого человека, разбавляя ее «дежурными» эпитетами, слишком скучно. Не лучше ли добавить к числу прожитых Спилбергом лет еще одну семерку — и вспомнить самые знаковые фильмы, выпущенные им?..

1. «ЧЕЛЮСТИ«, 1975 г.

Кадр из фильма «Челюсти», 1975
Кажется, Спилберг пришел в этот мир уже с солидной печатью гениальности. Его полнометражный дебют «Шугарлендский экспресс«, несомненно, украсил бы собой фильмографию любого режиссера. Но выпущенный спустя год триллер «Челюсти» произвел в мире кинематографа переворот невиданного масштаба. Экранизация одноименного романа Питера Бенчли о противостоянии акулы и людей собрала немыслимое количество наград и вошла в учебники по кинорежиссуре. Кстати, упор Голливуда последних десятилетий на производство блокбастеров эпического размаха также берет свое начало от «Челюстей». Как бы вы ни относились к данному факту.
2. «БЛИЗКИЕ КОНТАКТЫ ТРЕТЬЕЙ СТЕПЕНИ«, 1977 г.

Кадр из фильма «Близкие контакты третьей степени», 1977
В своем третьем фильме Спилберг обратился к жанру научной фантастики. И полностью «переизобрел» его, сделав интересным для самого широкого круга зрителей. Сценарий картины, рассказывающей о контакте землян с пришельцами, несколько раз переписывался. Во время работы режиссер регулярно консультировался с известным уфологом Джозефом Хайнеком, который признал, что Спилбергу удалось вникнуть в суть явления. Впрочем, миллионы зрителей полюбили ленту за беспрецедентные для своего времени спецэффекты. Выделенной на их создание суммы вполне хватило бы для создания отдельного полнометражного фильма.
3. «ИНДИАНА ДЖОНС: В ПОИСКАХ УТРАЧЕННОГО КОВЧЕГА«, 1981 г.

Кадр из фильма «Индиана Джонс: В поисках утраченного ковчега», 1981
В начале 1980-х Спилберг пробует себя в многосерийном кино. На свет появляется сага о бравом рубаха-парне Индиане Джонсе, который обводит вокруг пальца немцев с французами и-таки добирается до разыскиваемой священной реликвии. У картины с Харрисоном Фордом в главной роли в последующие годы вышло три продолжения. И все они настолько хороши, что в разных подборках критики отдают предпочтение «разным» Индианам. Мы же предпочитаем начать сначала.
4. «ИНОПЛАНЕТЯНИН«, 1982 г.

Кадр из фильма «Инопланетянин», 1982
Еще одна фантазия Спилберга на «уфологическую» тему, только более добрая и умилительная. История гуманоида, которого спасают дети, очень полюбилась самому широкому кругу зрителей и стала самой кассовой кинолентой 1980-х. К слову, продюсеры очень хотели, чтобы и у этого фильма вышло хотя бы одно продолжение. Но Стивен Спилберг выступил резко против. И кто из нас действительно знает, почему?..
5. «ПАРК ЮРСКОГО ПЕРИОДА«, 1993 г.

Кадр из фильма «Парк Юрского периода», 1993
После нескольких довольно невнятных работ с претензией на «атмосферность», Спилберг выпустил это чудо. Блокбастер о вышедшей из-под контроля популяции динозавров произвел очередную видео-революцию и на четыре года стал самым коммерчески успешным фильмом планеты. Он же положил начало и сверхприбыльной франшизе, под которой выходили и продолжения, и линейки одежды, и детские конструкторы. Конечно, фильм получил три «Оскара», две премии BAFTA и несколько наград меньшего «калибра».
6. «СПИСОК ШИНДЛЕРА«, 1993 г.

Кадр из фильма «Список Шиндлера», 1993
Параллельно с мега-развлекательным контентом, Спилберг снимал и по-настоящему серьезное кино. Лучшим подтверждением этому стал исторический эпик «Список Шиндлера», рассказывающий о предпринимателе, спасшем от Холокоста тысячи евреев. И снова «Оскаровские» статуэтки. И снова сотни миллионов долларов прибыли. И снова культовый статус.
7. «СПАСТИ РЯДОВОГО РАЙАНА«, 1998 г.

Кадр из фильма «Спасти рядового Райана», 1998
Пожалуй, последний по-настоящему культовый фильм Спилберга. Он наглядно показал: американцы могут организовать целую операцию и для спасения одного солдата. Картина получилась не столько о Второй мировой и высадке союзников в Нормандии, сколько о настоящей дружбе. О самопожертвовании ради ближнего. И, конечно, о бессмысленной жестокости любой войны. Любой, даже самой благородной на первый взгляд.