За полвека, которые Джон Форд посвятил карьере, он создал более 130 кинолент, стал обладателем четырех «Оскаров». Кинокритики считают его автором лучших вестернов в истории кино. На его счету такие культовые фильмы, как «Гроздья гнева», «Беглец», «Долгий путь домой», «Яркий свет солнца», «Дилижанс», «Искатели» и другие.
В своих работах он уделял внимание освоению американского Запада, снимал будни американской армии, интересовался темой Ирландии — родиной своих предков.
Героев, как и бескрайние пейзажи, он предпочитал снимать с низкого угла, что придавало им эпическое величие. «Сеанс» пишет, что исследователи отмечали минимализм его творческого стиля: любовь к долгим планам, минимум монтажных склеек, аскетизм движения камеры. По мнению кинокритика и режиссёра Жана-Люка Годара, Форд исповедовал мысль, что кино — это только кино, что в нём все должно быть просто. Он неизменно обращался к одним и тем же сюжетам.
Картинами режиссёра вдохновлялся как классический Голливуд, так и Новый. А французские критики (которые тоже впоследствии стали великими режиссерами) называли его настоящим автором.
О влиянии Форда на своё творчество говорили такие титаны мирового кинематографа, как Орсон Уэллс, Ингмар Бергман, Акира Куросава и Мартин Скорсезе. Большим почитателем его творчества был мастер спагетти-вестерна Серджо Леоне.