«Женя, Женечка и «катюша»: история создания фильма

Поэт, прошедший дорогами Великой Отечественной, бард и писатель Булат Окуджава, казалось бы, должен был стать олицетворением официальной культуры. Однако всю жизнь он пребывал в своеобразной немилости у чиновников от искусства.

«Женя, Женечка и «катюша»: история создания фильма

Кадр из фильма

В своём творчестве — будь то стихи, песни, проза или сценарии — он сознательно избегал прямой политической повестки. Его мир был наполнен тонкой лирикой и светлым юмором, но в нём совершенно отсутствовала злободневная сатира. Что же вызывало столь стойкую неприязнь у руководящих работников кино и культуры?

Наиболее точно суть явления обозначил его друг, поэт Евгений Евтушенко. На поминках Окуджавы он сказал, что Булат Шалвович одним лишь молчаливым, пронзительным взглядом был способен обезоружить любого хама, сколь высокий пост тот ни занимал. В нём полностью отсутствовало чувство иерархического преклонения — качество, которое в той системе не прощалось никогда.

За всю жизнь Окуджава стал автором лишь четырёх киносценариев. И каждый из них наталкивался на стену официального отказа. Благодаря лишь упорству двух режиссёров на экран прорвались две картины: «Верность» Петра Тодоровского и «Женя, Женечка и «катюша» Владимира Мотыля. Обе — о войне. А точнее, о людях на войне, с их сокровенными переживаниями, душевными движениями и человеческими слабостями.

Вероятно, с точки зрения советских цензоров, среди которых, к слову, было немало фронтовиков, у солдата-победителя не могло быть слабостей. Иначе сложно объяснить, почему эти пронзительные истории они стремились упрятать от широкого зрителя.

Фильм «Женя, Женечка и «катюша» — это необыкновенно лирическая и горькая драма. История о простом советском юноше, пацифисте по своей природе, вынужденном идти на войну. Даже это чудовищное испытание — кровавая и беспощадная война — не смогло изменить его внутреннюю, глубоко мирную сущность.

Роль Жени Колышкина гениально исполнил Олег Даль. Сегодня часто пишут, что вершинами его мастерства стали работы в фильмах «Плохой хороший человек», «Отпуск в сентябре» или «Незваный друг». Мол, там он не играл, а жил на экране. Однако нам представляется, что подлинной, органичной жизнью его герой дышал именно в картине Мотыля и Окуджавы.

Владимир Мотыль впоследствии вспоминал, что, явившись на приём к директору «Ленфильма» Илье Киселёву с отвергнутым сценарием, он ошеломил того дополнительным условием: на главную роль он видел только Олега Даля, также не пользовавшегося расположением начальства. Их разговор длился почти час, и режиссёру удалось настоять на своём. Киселёв дал разрешение, но предупредил, что принимать работу будет лично. И если что-то пойдёт не так, это станет последней картиной Мотыля не только на студии, но, возможно, и в советском кинематографе.

Теперь мы знаем, что тогда всё обошлось, и впереди у Мотыля были шедевры вроде «Звезды пленительного счастья» и «Белого солнца пустыни». Но в тот момент, в 39 лет, взявшись за опальный сценарий Окуджавы, он поставил на кон всю свою будущую судьбу.

Вторую главную роль в этой картине сыграла актриса Галина Фигловская, чья судьба стала полной неожиданностью для советского кинематографа. Всю свою жизнь она серьёзно занималась химией, проработав в конструкторском бюро «ХимМаш».

Актёрство для неё было страстным увлечением. Настолько сильным, что, имея красный диплом МХТИ им. Д. И. Менделеева, она поступила на вечернее отделение Щукинского училища.

После успеха в кино актрису пригласили в легендарный БДТ к Товстоногову. На тот момент 27-летняя Галина уже руководила научным направлением и готовилась к защите диссертации. Тем не менее, она решилась на крутой поворот, оставив науку ради театра.

Однако через несколько лет Галина разочаровалась в актёрской профессии и окончательно вернулась в своё конструкторское бюро, где стала успешным научным сотрудником и проработала до пенсии. В 2000 году, после тяжёлой болезни, Галины Викторовны Фигловской не стало. Ей был 61 год.

Фильм Владимира Мотыля остался своеобразным кинопамятником этой удивительной и цельной женщине, чья жизнь стала олицетворением свободного выбора вопреки всем обстоятельствам.

  • Другие новости