Забвение за занавесом: как гордыня лишила сцену блистательной Елены Добронравовой

В театральных кругах о ней говорили шепотом, приписывая чудачества и называя «не от мира сего». Причина крылась не в творческой эксцентричности, а в неукротимом нраве и павлиньей гордыне, заставлявших ее бросаться в словесные баталии по малейшему поводу, невзирая на чины и авторитеты.

Забвение за занавесом: как гордыня лишила сцену блистательной Елены Добронравовой

Известны случаи, когда юная еще актриса дерзко противостояла маститым режиссерам, оспаривая трактовку роли. Подобные столкновения нередко заканчивались скандальным изгнанием со съемочной площадки или даже исключением из картины. Однако пронзительный дар перевоплощения и чарующая внешность неизменно возвращали ей место под софитами.

Корни ее судьбы уходили в творческую почву: Елена родилась в семье легенд МХАТа, народных артистов СССР Бориса и Марии Добронравовых. С детства воспитанная за кулисами, она сначала была всеобщей любимицей, но со временем в ней проявилась тревожная своенравность, ранящая окружающих. Даже родительский авторитет оказался бессилен перед ее характером.

Она поступила в Школу-студию МХАТ без всякой протекции, вопреки воле родителей, желавших для дори иного пути. Проучившись два курса, Елена получила ультиматум: обуздать свое «Я» или покинуть стены альма-матер. Не дожидаясь отчисления, она перевелась в Щукинское училище — подальше от наставников и семьи. Там преподавала ее тетя, Елизавета Алексеева, народная артистка СССР, не имевшая детей и души не чаявшая в племяннице.

В театре ей не потребовалось родственное покровительство: ее талант затмевал сложность характера. Режиссеры мирились с капризами ради гениальных проблесков на сцене. Вскоре ее заметил и кинематограф, хотя фильмография актрисы невелика — чуть более двадцати работ за четверть века, из которых лишь две главные. Роковую роль сыграл все тот же нрав.

Немногие знают, что изначально именно Добронравову утвердили на роль Вероники в «Летят журавли». Михаил Калатозов видел образ воплощенным только ею. Однако за неделю до съемок между режиссером и актрисой разгорелся конфликт, и роль ушла к юной Татьяне Самойловой. Похожая история повторилась на картине «Офицеры»: Елена уже снялась в нескольких сценах в роли Любы Трофимовой, но была заменена после первых же творческих разногласий.

Тем не менее, Елена Добронравова навсегда вписала свое имя в историю советского кино, подарив зрителям запоминающиеся образы в «Большой семье», «Щите и мече», «Тегеране-43» и других лентах, хоть сама она главным своим призванием считала театр.

Личная жизнь актрисы также была омрачена тенью ее характера. Поклонники, готовые ради нее на все, вскоре отступали, не выдерживая бремени сложного союза. Лишь известный писатель Эдуард Шим сделал ей официальное предложение, но и этот брак распался.

Прозрение пришло к ней лишь на склоне лет. На своем 60-летии актриса с горькой откровенностью призналась, что непомерное эго, усмиренное лишь с возрастом, отняло у нее не только головокружительную карьеру, но и простое женское счастье.

Одна из самых красивых и одаренных актрис своего поколения ушла из жизни в одиночестве в 1999 году. Заслуженную артистку РСФСР Елену Борисовну Добронравову похоронили на Новодевичьем кладбище, рядом с родителями.

  • Другие новости