За кулисами «Иронии судьбы»: истинные истории, вдохновившие легендарную комедию

Казалось бы, за прошедшие десятилетия мы изучили этот кинематографический шедевр до мельчайших деталей. Не только сам фильм, но и анекдоты о кастинге актёров, съёмочных площадках и забавных инцидентах, произошедших в процессе создания, неоднократно обсуждались, включая наш канал. Однако мало кто осведомлён о глубинных истоках, породивших эту знаменитую ленту.

За кулисами «Иронии судьбы»: истинные истории, вдохновившие легендарную комедию

Кадр из фильма

Впервые о прототипе главного героя зрители узнали из уст самого Рязанова в 1985 году, во время специального выпуска телепередачи «Кинопанорама», посвящённого десятилетию картины. Эльдар Александрович поведал, что основа сюжета — реальная история его знакомых, когда некий товарищ Н., в шутку, отправил сильно опьяневшего приятеля поездом в другой город.

Рязанов предпочёл не раскрывать имён, дабы избежать компрометации, но дотошные журналисты впоследствии раскопали подробности. Выяснилось, что товарищем Н. был композитор Никита Богословский, известный среди друзей и коллег своими розыгрышами и остроумием.

Когда композитора попросили уточнить детали, он заявил, что инициатором был не он, а писатель Валентин Катаев. «Лукашиным» же оказался другой литератор — Юрий Олеша. Инцидент произошёл в 1940 году. Приятели задержались в Сандуновских банях и изрядно выпили. Все были навеселе, но Олешу развезло особенно сильно. Богословский вспоминал, как пьяный Олеша, перед тем как потерять сознание, жаловался на унылую холодную Москву и мечтал уснуть и очнуться в тёплом солнечном городе.

Итак, намерение Катаева, тоже под хмельком, отправить друга на юг было вполне искренним. Они вдвоём погрузили безжизненное тело Олеши в такси и направились на Киевский вокзал. Там как раз формировался ночной поезд в Киев. Катаев приобрёл билет в одноместное купе СВ, и друзья аккуратно разместили спящего Олешу внутри. Катаев поручил проводнице утром доставить в купе сытный завтрак и бутылку пива, оплатил всё сполна, и они с чувством выполненного долга вернулись домой. В их пьяном состоянии это казалось не шуткой, а заботой.

Утром ничего не помнящий Олеша вышел на перрон и, увидев название на здании вокзала, мгновенно протрезвел. С вокзальной почты он позвонил в Москву уже очнувшемуся и трезвому Богословскому. С собой у Олеши был лишь портфель с дубовым веником, которым он не успел воспользоваться в бане, и мелочь в кармане, едва хватавшая на один междугородний звонок.

По словам Богословского, только тогда он понял всю нелепость их поступка. Он срочно связался с киевскими друзьями, те немедленно прибыли на вокзал и первым же поездом отправили Олешу обратно в Москву.

Таким образом, согласно версии Богословского, это было не злой розыгрыш, а лишь пьяное недоразумение. Хотя многие в его окружении подозревают, что Никита Владимирович приукрасил события. Он поведал эту историю в начале 1990-х, когда Катаева и Олеши уже не было в живых, и подтвердить или опровергнуть рассказ было некому.

Рязанов и Брагинский услышали об этой забавной истории ещё в середине 1960-х. У них возник проект комедийной пьесы под названием «Пассажир, который всё время падал с полки». Позже пьеса трансформировалась в «С лёгким паром! или Однажды в новогоднюю ночь…», а сюжет обзавёлся новыми деталями.

Однако происшествие с Олешей не было единственным источником вдохновения. В 1971 году двое известных шахматистов вылетели из Москвы в Омск на чемпионат СССР. Они были глухонемыми от рождения. В самолёте пассажирам объявили, что из-за погоды борт сядет не в Омске, а в Новосибирске. Объявление повторяли по радио, но шахматисты, по понятным причинам, не услышали.

По прибытии они сели в такси, показали водителю адрес на бумажке и направились, как полагали, в городской шахматный клуб. Но таксист подвёз их на окраину, к старому деревянному дому с огромным амбарным замком на двери. На табличке значился именно тот адрес: улица и номер, что им требовались. Можно вообразить их смятение, когда выяснилось, что они в другом городе.

Ситуация разрешилась удачно: шахматисты вернулись в аэропорт, где их самолёт как раз собирался взлетать, и они попали на соревнования.

Об этом случае написали в газетах, и Эмиль Брагинский позже признался, что именно тогда он ввёл в сюжет историю с совпадающими адресами в разных городах. Лирическую же линию выдумал Рязанов. Невероятное знакомство и внезапная любовь героев стали сердцем картины, а все забавные злоключения Лукашина — лишь фоном для этой романтической нити, за которую мы прежде всего и ценим фильм.

  • Другие новости