За кадром любви: невысказанные истории фильма «Мама вышла замуж»

Когда Виталий Мельников впервые погрузился в этот сценарий, его замысел был ясен и возвышен: создать полное света и тепла кинополотно, где на фоне суровой обыденности расцветают утончённые, поистине нежные отношения между героями. И ему это блистательно удалось. Перед зрителем предстаёт скромный быт и жизнь ленинградской семьи, но сквозь их простоту проступает истинное богатство — любовь, пронизывающая каждую деталь, каждый миг.

За кадром любви: невысказанные истории фильма «Мама вышла замуж»

Кадр из фильма

Люсьена Овчинникова изначально испытывала трепет перед съёмками, и причиной тому был Олег Ефремов. В ту пору он уже пребывал в статусе легенды театра и экрана, кумира миллионов, в то время как её известность была куда скромнее. Однако эта врождённая робость актрисы сослужила ей добрую службу, окончательно убедив режиссёра, что именно она сумеет воплотить на экране ту хрупкую, возвышенную связь, которую он задумал для своей героини. До неё на роль рассматривались Нонна Мордюкова и Инна Макарова, но лишь в Овчинниковой Мельников разглядел ту самую, необходимую трепетность.

Накануне отъезда в Ленинград Ефремов и Овчинникова встретились в Москве. Олег Николаевич, следуя просьбе режиссёра, старался её ободрить, уверяя в её таланте. Парадоксально, но эти слова лишь усилили волнение актрисы. Сам же Ефремов первоначально скептически отнёсся к образу бульдозериста Виктора, привыкнув к ролям социально одобряемых героев. Мельников же нашёл весомый аргумент: «Ваш Виктор тоже герой социальный. Но — чисто русский». Эта трактовка стала ключом для актёра.

Режиссёр был дотошен в стремлении к аутентичности. Пивная в кадре была настоящей, со своими постоянными завсегдатаями. Съёмочная группа работала скрытно, с портативной камерой, дабы не нарушить естественность жизни. Любопытный эпизод произошёл, когда Ефремов в гриме и костюме своего персонажа попытался без очереди приобрести пиво для натурной сцены. Возмущённые посетители грубо отправили его в конец очереди, не узнав в бульдозеристе основателя «Современника». Для Мельникова и Ефремова это стало лучшим подтверждением: образ найден безупречно.

Годы спустя близкая подруга Овчинниковой, Тамара Тур, приоткрыла завесу тайны: во время съёмок между исполнителями главных ролей вспыхнул роман. Узнав об этом, супруг Люсьены срочно выехал из Москвы в Ленинград, намереваясь учинить расправу. Однако после приватного разговора с Ефремовым он был вынужден ретироваться. Олег Николаевич, проявляя такт, даже не стал посвящать партнёршу в эту тягостную сцену. По словам Тур, их отношения угасли вместе с завершением рабочего процесса, оставив у Овчинниковой лишь лёгкую грусть по поводу расставания с человеком, которого она боготворила как наставника.

«Вот взять фразу Зины, обращённую к сыну (Николе Бурляеву): «А мы тебе пальто купили. Исключительное, с пояском». В этом простом «с пояском» — мегатонны материнской любви!» — восхищённо вспоминал позже Виталий Мельников. Кинокритики единодушно отмечали, что ту неповторимую, тёплую атмосферу картины создали именно три исполнителя: Ефремов, Овчинникова и Бурляев.

Особый, лирический строй фильму придала волшебная музыка Олега Каравайчука, мастера, чьи мелодии звучат более чем в ста кинолентах. Картина получилась удивительной, проникновенной.

Однако чиновники от кинематографа остались глухи к её поэзии. Их внимание привлекла лишь суровая бытовая реальность, которую они сочли «очернением советской действительности». И если бы не влиятельные связи Олега Ефремова в Госкино, судьба фильма оказалась бы печальной — «полка». Благодаря его усилиям ленту всё же выпустили, но с третьей категорией и в ограниченный прокат, лишив положенной премьеры в Доме кино. Но это не помешало картине обрести своего преданного зрителя.

Творческий почерк Виталия Мельникова — «Начальник Чукотки», «Здравствуй и прощай», «Старший сын», «Женитьба» и ещё три десятка картин — всегда отличало нечто общее: глубокая, искренняя любовь к человеку и предельно бережное отношение к его внутреннему миру.

Что же до успеха, сам режиссёр рассуждал просто: «Я не слишком задумываюсь о фестивалях, наградах или рецензиях. Для меня не существует формулы «народного кино». Кино бывает лишь хорошим, средним, удачным или неудачным».

  • Другие новости