Владимир Маяковский: поэт в кадре трагической страсти фильма «Барышня и хулиган»

Мало кто осведомлен, что выдающийся поэт Владимир Маяковский питал искреннюю страсть к кинематографу, видя в нем достойное продолжение своего литературного призвания.

Владимир Маяковский: поэт в кадре трагической страсти фильма «Барышня и хулиган»

Кадр из фильма

Он создавал сценарии, выступал в роли режиссера и с особым азартом воплощал персонажей на экране. Современники подчеркивали его актерский дар: если бы Маяковский посвятил этому искусству больше сил, его слава в кино могла бы затмить даже поэтическую.

Русский кинокритик Виктор Шкловский отмечал, что, родись Маяковский чуть позже, его выразительная внешность, талант актера и мощный голос сделали бы его звездой мирового кинематографа.

Но жизнь сложилась иначе: в 1930 году ушел из жизни великий советский поэт. Его литературное наследие осталось неисчерпаемым, в то время как фильмы, к сожалению, в большинстве своем канули в Лету — сохранились лишь фрагменты и отдельные сцены.

Единственная картина, дошедшая до нас полностью, — это «Барышня и хулиган», снятая по сценарию Маяковского в 1918 году, где он сам исполнил главную роль.

До конца 60-х годов эта лента тоже числилась в рядах утраченных, пока ее не обнаружили в архивах Госфильмофонда и не восстановили в 1972 году.

Сценарий фильма Маяковский сочинил, опираясь на рассказ итальянского писателя Эдмондо де Амичиса «Учительница рабочих».

Действие разворачивается в конце XIX века. Юный рабочий влюбляется в учительницу и начинает посещать ее уроки в школе для тружеников. Однако она не отвечает взаимностью и избегает его ухаживаний.

На одном из занятий ученик оскорбляет молодую преподавательницу, и герой бросается в ее защиту, наказывая наглеца. В отместку друзья обидчика подстерегают его на улице и избивают до полусмерти.

Израненный юноша лежит дома, осознавая приближение конца, и уже не чая надежды на спасение. Родные зовут священника. Узнав об этом, учительница, ранее отстранявшаяся от него, спешит к его ложу и, за миг до кончины, признается в любви, целуя умирающего в уста. Он испускает последний вздох в ее объятиях, исполненный блаженства и покоя.

По свидетельствам современников, молодому Маяковскому импонировали подобные пламенные, трагические сюжеты, и он перенес мотивы рассказа в российский контекст, взяв на себя образ главного героя.

В 1920-е годы в советских кинотеатрах фильм демонстрировали с переработанным финалом: вырезали сцену исповеди умирающего перед священником. К счастью, до наших дней дошла оригинальная, полная версия.

Муза поэта Лиля Брик пережила до конца 70-х годов. В одном из поздних интервью она коснулась этой картины, которую успела увидеть после реставрации. Лиля Юрьевна отметила, что в «Барышне и хулигане» Маяковский не просто играл — он был собой, без масок.

Если вы желаете глубже постичь творчество этого гения и ощутить подлинного Владимира Маяковского, обратитесь к этому фильму.

Ему всего 25 лет, а в активе уже такие шедевры, как «Утро», «А вы могли бы?», «Облако в штанах» и другие.

  • Другие новости