«Весёлые ребята»: эпохальный дебют советского киномюзикла, покоривший Голливуд

Ровно девяносто два года назад, в марте 1933-го, Григорий Александров приступил к созданию комедийного художественного фильма «Весёлые ребята». Этот проект родился под влиянием его поездки в Соединённые Штаты Америки, где режиссёр был очарован голливудскими киномюзиклами конца 1920-х годов и решил воплотить нечто аналогичное на родине.

«Весёлые ребята»: эпохальный дебют советского киномюзикла, покоривший Голливуд

Кадр из фильма

Остроумная лирическая комедия, насыщенная забавными трюками и яркими опереточными выступлениями, в конце 1930-х годов обрела невероятную популярность!

В этой ленте Александров впервые в советском кинематографе применил инновационный метод комбинированных съёмок, известный как «Транспарант Даннинга» или «Блуждающая маска». Он позволял совмещать две отдельные киносъёмки в одном кадре. Хотя сегодня цифровые технологии делают подобные эффекты безупречными и разнообразными, в ту эпоху это был крайне сложный и трудоинтенсивный процесс.

Фильм стал пионером в использовании дублёров актёров и включал множество постановочных эпизодов с животными. Особую роль играла музыка и джазовый ансамбль под руководством Леонида Утёсова. Натурные съёмки проходили в Гаграх, где специально для картины возвели грандиозные декорации, невиданные ранее в отечественном кинематографе.

Лента оказалась дорогостоящей, но чрезвычайно прибыльной: помимо успешного проката в СССР, её приобрели свыше двадцати стран мира, включая Соединённые Штаты Америки.

В 1934 году в Советском Союзе выпустили более пяти тысяч фильмокопий, установив абсолютный рекорд для отечественных фильмов вплоть до конца 1950-х годов.

Известно, что на съёмочной площадке возник конфликт между Любовью Орловой и Леонидом Утёсовым, который сопровождал их всю жизнь.

В 1958 году Григорий Александров, опираясь на своё авторское право, инициировал восстановление легендарной комедии. В ходе реставрации провели полную переозвучку фильма, заменив все музыкальные номера. При этом Утёсов и его коллектив не привлекались к работе.

В обновлённой версии свои вокальные партии среди прежних исполнителей сохранила лишь Любовь Орлова. Остальных актёров и музыкантов переозвучили новые артисты. Вместо Утёсова пел Владимир Трошин, а джазовый ансамбль заменил бенд Вадима Людвиковского.

Все подозревали, что Григорий Александров пошёл на такую «реставрацию» ещё не устаревшего фильма под влиянием своей супруги, которая питала неприязнь к Утёсову. Впрочем, эта антипатия была взаимной.

Позднее, в 1978 году, после кончины Любови Орловой, Григорий Васильевич организовал очередное восстановление своего шедевра. В картине вновь прозвучал голос Утёсова и мелодии его довоенного оркестра. Однако специалисты отметили, что и в этой версии далеко не всё соответствовало изначальному варианту фильма.

В 2010 году лента была оцифрована и отправлена в Лос-Анджелес для колоризации. Американцы к тому времени обладали передовыми технологиями по раскраске чёрно-белых фильмов, а также по восстановлению старого аналогового звука с преобразованием в формат Dolby Digital.

Сегодня на телевидении демонстрируется именно эта новая колоризованная версия картины. Однако некоторым зрителям, знакомым со старым фильмом, она пришлась не по вкусу.

К счастью, сохранился первозданный вариант кинокомедии — тот самый, что в 1930-х годах завоевал не только нашу страну, но и американцев.

  • Другие новости