В сентябре 1972 года Александр Файнциммер поставил финальную точку в работе над своей картиной «Пятьдесят на пятьдесят». Более трёх часов длилось обсуждение в художественном совете, который одобрил ленту, сопроводив решение рядом строгих оговорок. На широкие экраны фильм вышел лишь в феврале 1973-го, а ныне этому незаслуженно отодвинутому в тень произведению исполняется ровно полвека.

Кадр из фильма
Сюжет о работе советского разведчика-нелегала на Западе родился из-под пера сценаристов Игоря Ирова и Зиновия Юрьева. После оглушительного успеха «Мёртвого сезона» и «Ошибки резидента» тема современных чекистов была на писке кинематографической моды. Однако членам худсовета история о разведчике Волгине показалась блёклой, излишне запутанной и лишённой жизненной убедительности. Отчасти с этой оценкой можно согласиться и сегодня.
Бытует мнение, что, не будь перед ним эталонных предшественников, картина Файнциммера могла бы претендовать на успех. На их фоне она действительно проигрывала в динамике и отточенности сюжета. Даже аристократическая харизма и безупречная фактура Василия Ланового в главной роли не смогли полностью реабилитировать некоторую вялость повествования и недостаток режиссёрской выразительности.
Тем не менее, фильм был выдержан в безупречно патриотичном, хоть и несколько наивном, ключе. Волгин в исполнении Ланового лишён черт супермена-одиночки. Здесь нет лихих перестрелок и эффектных драк, но есть титаническое противостояние с американской разведкой, в котором нашим героям не позволено проиграть. В этом и заключена главная мысль картины.
Эта мысль обретает особую, почти провидческую остроту в контексте сегодняшнего дня. Признаемся: в ту эпоху многим из нас казалось, что создатели советского кино намеренно сгущают краски, гиперболизируя цинизм и моральное разложение западного мира. Мы воспринимали это как элемент пропагандистской системы, стремившейся убедить граждан в том, что общество по ту сторону «железного занавеса» — это мир волчьих законов и неуклонно загнивающего строя.
Те, кому довелось побывать там, возвращались с иными рассказами — о ломящихся от изобилия прилавках, о всеобщей улыбчивости, о высочайшем уровне сервиса и комфорта для рядового человека. Именно поэтому кинолентам, утверждавшим обратное, мы зачастую относились со скепсисом.
Сегодня же становится очевидной прозорливость тех кинематографистов. Нынешней власти уже нет нужды изощряться в пропаганде чуждости западных принципов. Достаточно безмолвно показать репортажи о погромах в супермаркетах Сан-Франциско, знаменитую Голливудскую аллею, усыпанную телами наркозависимых, или марши, пропагандирующие сомнительные ценности.
Недавно наш знакомый, окольными путями, навестил в Париже старых друзей — коренных парижан. Он вернулся с неутешительными вестями: душевное состояние его друзей удручено. В соседнем квартале обосновалась крупная диаспора мигрантов, и теперь пожилая семейная пара боится выходить на улицу в собственном, некогда тихом, пригороде, что в каких-то пятнадцати минутах от Елисейских Полей.
Они, родившиеся и выросшие в этих стенах, перестали чувствовать себя хозяевами в своём же доме. Однажды ночью в их квартире неизвестными были разбиты три окна. Обезумев от страха, они вызвали полицию, однако им ответили, что патруль сможет прибыть лишь к утру — ночью все силы брошены на реагирование «более важные» преступления. Утром инспектор, составляя протокол для страховой, чистосердечно признался: ночью в их район полиция попросту боится заезжать. Таковы ныне печальные реалии Парижа.
С нашей точки зрения, фильм достоин внимания. Американская и британская разведки выписаны там ярко и выпукло, а Волгин-Лановой — это образец аристократизма духа и просто актёрское совершенство. Так что мы приглашаем вас к просмотру. И, что любопытно, Запад в картине показан невероятно привлекательным — именно таким, каким он и был в действительности всего лишь полвека назад.
Kino Daily





