Кто смотрел этот шедевр Хаяо Миядзаки, скорее всего не раз задавался вопросами, которые возникали по ходу сюжета. Чтобы понять, какой смысл в аниме-фильм вложил создатель, надо было посмотреть его не один раз, а, возможно, даже ознакомиться с дополнительными материалами в виде отзывов критиков и истории появления картины. Давайте вместе разберёмся, о чём на самом деле «Унесённые призраками».
Для начала вспомним сюжет фильма. В центре повествования — десятилетняя девочка Тихиро, которая вместе с родителями переезжает в другой город. Случайно они сворачивают не туда, куда нужно и оказываются в совершенно другом мире, наполненном магией и колдовством. Родители девочки вдруг становятся свиньями, а ей самой предстоит сложная задача — вызволить маму и папу и вывести их из этого странного места.
В фильме затрагивается сразу несколько тем.
Хаяо Миядзаки говорит о человеческих пороках
Очевидно, что в аниме высмеиваются жадность и невоспитанность. Родители девочки повели себя очень странно, в незнакомом месте тут же набросились на еду, для них не предназначенную, и в качестве наказания за невоспитанность превратились в животных.
Интересно, что их маленькая дочь оказалась более благоразумной.
Плохие черты характера присущи и другим героям, например Юбабе и всему её окружению.
Вынужденное взросление
Также можно заметить, что произведение Хаяо Миядзаки о взрослении. Так изначально мы видим маленькую, капризную девочку, которая тяжело переживает переезд и зависима от родителей. Но, как только с ними случилась беда, девочке пришлось быстро повзрослеть и самой адаптироваться в большом и страшном мире, так как только на ней лежала ответственность по спасению её семьи.
Хаяо Миядзаки показывает не просто взросление, а взросление через травматический опыт, который человек может пережить в детстве. Ведь Тихиро пришлось адаптироваться к миру взрослых через душевную боль и страх. Также рассматривала версия, что мальчик-дракон Хаку — дух Тихиро, её сильная сторона, которая проявляется в самый тяжёлый момент.
Вопросы социализации
Взросление и социализация неразрывно связаны друг с другом и Хаяо Миядзаки, конечно поднимает и вопрос реализации своего героя в обществе. Девочка, у которой в незнакомой местности были лишь родители, оказалась совсем одна в огромном и неуютном мире, где к тому же нет привычного ей окружения. И теперь она может навсегда погрязнуть в одиночестве или стать цельной уверенной в себе личностью. Хаяо Миядзаки даже создал пример того, что её могло ждать в будущем, если бы всё пошло по негативному сценарию — Тихиро напоминала бы Безликого. Героя, у которого нет личности, он одинок и абсолютно подавлен.
Тихиро предпочла избрать положительный сценарий и, преодолев страх, отправилась к «страшной колдунье». Символично, что компанию девочке составил именно Безликий.
В случае Тихиро социализация прошла успешно, благодаря её упорству и уверенности в себе. Благодаря этим качествам ей удалось справиться со всеми трудностями и вернуть родителей.
Отношение к прошлому
В конце фильма Хаку произносит фразу, обращённую к главной героине:
Не смей оборачиваться, пока не выйдешь из туннеля.
В фразе создатель также завуалировал определённый смысл. Там сзади находится прошлое и девочка не должна оборачиваться и тем более возвращаться, чтобы не погрязнуть в воспоминаниях. Пережитый опыт надо помнить и использовать, но вместе тем необходимо уверенно двигаться вперёд.