Творческое откровение Александра Соловьева в кинематографическом полотне «К своим!»

Четырнадцатого апреля 1981 года в Центральном Доме Кинематографистов состоялась предпремьерная демонстрация художественного фильма «К своим!», созданного под руководством режиссера Владимира Левина. Произведение вызвало полярные суждения как среди критиков, так и среди зрителей. Ведущую роль воплотил блистательный актер Александр Соловьев.

Творческое откровение Александра Соловьева в кинематографическом полотне «К своим!»

Кадр из фильма

Впоследствии режиссер отмечал, что сотрудничество с ним в этой ленте протекало удивительно гармонично, ибо актер не изображал, а пребывал в естественной искренности своего естества.

Дело в том, что центральный персонаж картины Валера Иванов, согласно сценарию, являлся почти зеркальным отражением актера Александра Соловьева как личности. Личности чрезвычайно самостоятельной, непреклонной и чуждой компромиссам.

Владимир Левин осознавал это, поэтому, принимаясь за сценарий, никого иного, кроме Соловьева, в этой роли не представлял. Однако, ознакомившись со сценарием, сам актер откровенно признался, что повествование не слишком увлекло его. А образ главного героя, по его мнению, оказался чересчур бледным и невыразительным.

Тогда Владимир Моисеевич заверил актера, что тот сможет обогатить свой образ, если сочтет нужным. По существу, он предоставил ему свободу отклонений от сценария при условии сохранения сюжета и общей концепции кинематографического образа. Подобная вольность актёрам предоставлялась редко, и Соловьев с воодушевлением принялся за дело.

Съемочный процесс протекал достаточно плавно, почти без творческих разногласий. Правда, пару раз за полгода Соловьев прерывал съемки на несколько дней, уйдя в запои. Но, по оценкам коллег, обычно у актера подобные эпизоды случались гораздо чаще и продолжительнее. В данном случае работа его захватила, и он надолго забывал о спиртном.

Почему же эта лента вызвала разноречивые отклики? Некоторые критики, зная, что Соловьев «воплощал себя», заключили, что фильм вышел не о том, что первоначально замышляли сценаристы (Александр Мишарин и Андрей Кучаев). Поэтому образ героя, исполненный Соловьевым по-своему, не вполне гармонировал с общей историей и воспринимался как чуждый элемент в предложенном сюжете.

И вот здесь я, пожалуй, соглашусь. Но не в том смысле, что образ главного героя не соответствует сценарию. Напротив, яркая и реалистичная игра Соловьева не вписывается в этот слабый сценарий с невыразительными диалогами. И этот диссонанс в фильме особенно ощутим.

Картина вышла на широкий экран, но по итогам проката оказалась вдали от лидирующих позиций. Тот год вообще был одним из наиболее насыщенных в советском кинопоказе. Наряду с такими яркими премьерами, как «Вокзал для двоих», «Женатый холостяк», «Баллада о доблестном рыцаре Айвенго», «Влюблен по собственному желанию», «Мы из джаза», «Торпедоносцы» и продолжением шпионской саги «Возвращение резидента», в 1983 году на экраны нашей страны вышли и зарубежные ленты: «Укрощение строптивого» с Челентано, «Невезучие» с Депардье, «Он начинает сердиться» с Ришаром.

Таким образом, зрителям было из чего выбирать. Поэтому слегка скучная история бывшего воспитанника детского дома быстро затерялась среди десятков других ярких фильмов (в 1983 году состоялось более сорока всесоюзных кинопремьер и около двадцати республиканских).

И все же поклонникам актера Александра Соловьева мы рекомендуем эту драму увидеть или пересмотреть еще раз. На фоне современных кинематографических постановок этот фильм вполне достоин внимания.

  • Другие новости