«Трое в лодке, не считая собаки»: размышления о неудавшемся киношедевре

Советский кинорежиссёр Наум Бирман стал широко известен в 1967 году, когда на экраны вышла его военная драма «Хроника пикирующего бомбардировщика». В свои сорок лет Бирман не только выступил в роли режиссёра, но и стал соавтором сценария, написанного выдающимся советским писателем и драматургом Владимиром Куниным.

«Трое в лодке, не считая собаки»: размышления о неудавшемся киношедевре

Кадр из фильма

Этот военный фильм о лётчиках завоевал сердца зрителей разных поколений. Фронтовики оценили его за правдивость, а молодёжь — за романтику военной эпохи. Они вдруг осознали, что победу в страшной войне завоевывали такие же молодые и неопытные ребята, и тем трагичнее было видеть их гибель на экране. Фильм мгновенно обрёл статус успешного, и его признание сохраняется до сих пор.

В дальнейшем Бирман снял кинокомедию «Волшебная сила», состоящую из трёх юмористических новелл. Говорили, что сам Леонид Ильич Брежнев был очарован этой лентой и часто пересматривал её на своей даче.

Поэтому, когда спустя несколько лет Наум Борисович Бирман решил экранизировать юмористическую повесть классика английской литературы Джерома Клапки Джерома, никто не сомневался, что получится нечто выдающееся. Сценарий к фильму был написан талантливым драматургом Семёном Лунгиным, чьи работы стали основой многих популярных советских фильмов, таких как «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён», «Розыгрыш», «Без страха и упрёка» и другие.

На главные роли были утверждены настоящие звёзды! Ведущие артисты знаменитого Театра Сатиры: Андрей Миронов, Александр Ширвиндт и Михаил Державин.

На женские роли пригласили не менее известных актрис: Ларису Голубкину, Алину Покровскую и Ирину Мазуркевич.

Таким образом, ещё до премьеры можно было с уверенностью говорить о предстоящем успехе. Убедитесь сами:

В фильме снимались лучшие комедийные артисты того времени, а даже в эпизодах играли настоящие звёзды!
Великолепная музыка и исполнение песен самими актёрами. Позже композиции, созданные специально для этого фильма, обрели самостоятельную жизнь на эстраде.
Известное юмористическое произведение, признанное на мировом уровне, было обработано одним из лучших советских сценаристов. О таланте режиссёра, как упоминалось ранее, говорить не приходится.
Тем не менее, шедевра не произошло. После телепремьеры некоторые зрители и критики сдержанно отметили фильм, но не более того. Были и критические отзывы. К сожалению, английский юмор в советском исполнении оказался не столь привлекательным и не всегда смешным.

На это есть несколько причин. Во-первых, Лунгин значительно отклонился от классического произведения, что не улучшило сюжет. Добавленная им романтическая линия и новые женские персонажи выглядели лишними, что было общим мнением. С классикой следует обращаться с особой осторожностью.

Те, кто читал повесть на английском или в переводе Михаила Салье (который считается одним из самых точных), наверняка заметили, что диалоги и реплики героев значительно отличаются от авторских. Позже режиссёр признался, что в картине много импровизаций от актёров, в юморе которых он не сомневался.

Я также не сомневаюсь в комедийном таланте таких актёров, как Миронов, Ширвиндт и Державин. Однако это всё же не театральный капустник, где принято блистать остроумием и находчивостью. Есть всемирно известный автор, которого, как минимум, следует уважать.

Премьера фильма состоялась в майские праздники 1979 года на Первой программе Центрального телевидения. Известно, что комедию посмотрели не менее 40 миллионов человек. Однако заметного общественного резонанса фильм не вызвал. Обычно после таких звездных премьер в редакцию телевидения поступали сотни писем от зрителей с просьбой повторить картину. Но в этот раз таких писем было почти не видно.

Всем стало ясно, что на свет появился обычный проходной фильм. Лишь через неделю после премьеры Валентин Гафт написал колкую эпиграмму по этому поводу, в которой единственным объектом похвалы стала игра собаки. Можно сказать, что этой эпиграммой он выразил мнение многих коллег и зрителей, которое, увы, с годами так и не изменилось.

  • Другие новости