В этом году исполняется 89 лет первой советской кинокомедии, вдохновлённой бессмертным романом «Золотой телёнок»!

Кадр из фильма
Всем известно, что вышедший в 1968 году фильм Михаила Швейцера «Золотой телёнок» стал первой полноценной экранизацией этого произведения. И именно он впервые явил отечественному кинематографу незабываемого авантюриста Остапа Бендера, рождённого фантазией двух выдающихся советских писателей — Ильи Ильфа и Евгения Петрова.
Однако лишь немногие ценители советского кино осведомлены о том, что ещё в 30-х годах, вскоре после выхода «Золотого телёнка», на киностудии «Украинфильм» появилась кинокомедия, чей сюжет несёт прямую аналогию с прославленным романом.
Речь идёт о советской комедии «Однажды летом», увидевшей свет в 1936 году. Сценарий к ней сочинили те же мастера слова, правда, троицу своих главных героев они нарекли иными именами. Но история их автопробега на самодельной машине, полной неожиданных приключений, прямо перекликается с сюжетом романа.
Тем не менее, фильм Михаила Швейцера «Золотой телёнок» 1968 года по-прежнему считается первой настоящей экранизацией произведения на родине. Спустя годы, на одном из своих творческих вечеров, Михаил Абрамович делился воспоминаниями: приступая к работе над лентой, он чётко осознавал, что роман ожидают новые воплощения на экране. И первая экранизация несёт особую ношу — либо кануть в забвение под сенью более удачных последователей, либо остаться в истории как успешный дебют. Поэтому, снимая свой фильм, он уже мысленно состязался с будущими создателями картин по этому роману. Здесь я почти дословно передаю его мысль с того вечера, где мне довелось присутствовать.
Однако выходит, что соперничал он не только с грядущими фильмами, но и с уже существующей комедией, появившейся на три десятилетия раньше.
И следует отдать должное режиссёру: он вышел победителем из этого состязания. Прошло уже более полувека, возникли иные ленты по роману, включая зарубежные, но комедия Швейцера занимает среди них особое, почётное место. И по праву входит в Золотой фонд отечественного кино.
А вот первый опыт сценаристов двух великих сатириков, увы, с течением времени канул в безвестность.
Конечно, минуло немало лет, и сегодня такая картина кажется наивной, как и все киноленты начала прошлого века. Но комедия остаётся забавной, с юным Ильинским, который, к тому же, впервые выступил и в роли режиссёра.