В текущем году отмечается сорок седьмая годовщина блистательной музыкальной комедии «Собака на сене». Однако немногие осведомлены, что этот пленительный, почти невесомый кинолент возник в атмосфере острых дискуссий и творческих разногласий.

Кадр из фильма
Идейные баталии разгорелись задолго до начала съемочного процесса, на стадии формирования актерского состава. Исполнители, которых представлял в образах картины режиссер Ян Фрид (он же выступал и сценаристом), не нашли отклика у художественного совета киностудии «Ленфильм». Режиссер настаивал на утверждении рижского актера Гирта Яковлева и москвички Ирины Мирошниченко в ключевых партиях, и этот выбор не был произвольным.
Прибалтийский мастер Гирт Яковлев с триумфом воплотил центральную роль Штрауса в предшествующей работе Фрида «Прощание с Петербургом». Ян Борисович был пленен этим талантом. Он убеждал членов совета, что в реальности актер в точности соответствует своему будущему персонажу Теодоро: столь же глубоко интеллигентен, рассудителен и склонен к сомнениям в собственных решениях. Таким образом, Гирт Яковлев предстал бы в этой роли абсолютно органичным.
Определение Мирошниченко также подчинялось строгой логике. Незадолго до старта проекта Ян Фрид посетил московский МХАТ на постановке пьесы Леонида Зорина «Медная бабушка». Спектакль, посвященный одному году из жизни Пушкина и поставленный Олегом Ефремовым, завоевал широкое признание публики. В одной из центральных женских ролей (Софьи Карамзиной) блистала 34-летняя Ирина Мирошниченко. Именно тогда Фрид постиг, какой должна быть его графиня Диана.
Хотя художественный совет не возражал против Мирошниченко, Гирт Яковлев столкнулся с решительным отказом — прежде всего из-за возраста и телосложения. Прибалтийский актер старше графини (Мирошниченко) и вовсе не напоминал юного секретаря. Спорить с этим было бессмысленно.
Впоследствии выяснилось, что театральные обязательства Ирины Мирошниченко в Москве препятствовали регулярным съемкам в Петербурге и Ялте. Пришлось искать альтернативу. Почти незамедлительно на роль Дианы утвердили Маргариту Терехову, которая в тот сезон была занята лишь в одном спектакле («Тощий приз») и выходила на подмостки Театра Моссовета раз в две недели.
Правда, совет склонялся к другой именитой исполнительнице — Людмиле Чурсиной, успешно прошедшей пробы. Но Чурсина в ту пору снималась в двух картинах, и ее поездки в Ялту оказались крайне затруднительными. Выбор пал на Терехову. Однако позже режиссер неоднократно сожалел о решении: съемочный процесс омрачался постоянными столкновениями из-за непростого характера актрисы.
Но это случилось позднее, а пока в дебатах и взаимных обвинениях формировался остальной ансамбль.
Режиссеру пришлось смириться с отказом Яковлеву, и начались поиски нового исполнителя. Прошли пробы: Олег Даль, Олег Янковский, Николай Караченцов (впоследствии утвержденный на роль Рикардо), Василий Лановой и несколько ленинградских театральных актеров. Боярский среди претендентов на главную партию возник позже, по совету Тереховой. Хотя ранее он блестяще прошел отбор на роль маркиза Рикардо.
До этой ленты Боярский имел яркую роль в музыкальной сказке «Мама». Это служило как преимуществом, так и недостатком в его утверждении. Но решающим плюсом стало умение Боярского самостоятельно исполнять все вокальные номера.
В итоге в ведущих образах этого превосходного фильма появились артисты, которых режиссер изначально не планировал. Тем не менее, картина отнюдь не пострадала — возможно, даже выиграла.
Для Боярского роль Теодоро стала судьбоносной, и после премьеры он не знал отбоя от предложений режиссеров. По существу, «Собака на сене» открыла ему путь в большую кинематографическую карьеру.
32-летний Николай Караченцов в этой ленте впервые исполнил песни на экране. Это также стало значительной вехой в его творчестве.
А Ян Фрид, ранее разносторонний постановщик, впредь сосредоточился исключительно на музыкальных полотнах и водевилях. Он стал автором столь популярных работ, как «Летучая мышь» (1979), «Благочестивая Марта» (1980), «Сильва» (1981), «Дон Сезар де Базан» (1989) и «Тартюф» (1991).
Однако двухсерийная музыкальная комедия «Собака на сене» навсегда осталась одной из вершин режиссерского наследия. И, несмотря на разногласия и конфликты, фильм подарил постановщику новые компетенции и неоценимый опыт. Об этом он часто делился со студентами, поскольку позже Ян Борисович Фрид долгие годы преподавал в театральном институте.
Kino Daily





