Тайны съемок: собака Баскервилей в одноимённом фильме Игоря Масленникова

Все кинематографисты знают, что самые сложные вызовы возникают при работе с детьми и животными. Если с ребенком еще можно найти взаимопонимание, то с четвероногими артистами это практически невозможно.

Тайны съемок: собака Баскервилей в одноимённом фильме Игоря Масленникова

Кадр из фильма

Поэтому, когда режиссер Игорь Масленников взялся за очередную адаптацию приключений Шерлока Холмса, он отчетливо осознавал: воплотить повесть о собаке Баскервилей без самой собаки — чистая фантазия.

Подходящего пса по габаритам отыскали оперативно. Это был зрелый немецкий дог по кличке Циклон, чей рост в холке превышал метр! Пес был домашним, из обычной ленинградской семьи, воспитанным в атмосфере заботы и нежности. Несмотря на внушительный облик, он отличался спокойствием и лаской, совершенно не оправдывая свое грозное имя.

Главная сложность заключалась в том, чтобы из этого крупного и доброго животного сотворить свирепого монстра — истинное ночное привидение.

Разумеется, никто не собирался мазать собаку ядовитым фосфором, как предлагал сам Конан Дойл. Рассматривались две альтернативы: либо сшить на пса костюм с вставками из светоотражающего материала, либо нанести на тело собаки специальную «светящуюся» смесь, абсолютно безопасную для здоровья животного.

Сам пес предпочел второй вариант, поскольку категорически отказался носить специально пошитый для него костюм. Его даже не удалось как следует примерить: Циклон извивался всем телом, а когда его все же удалось надеть, стал срывать его с себя, игнорируя команды хозяев.

Тогда решили раскрасить самого пса. Светящийся состав приготовили из смеси вспененного мыльного средства и светоотражающего порошка, обычно используемого для разметки дорожных знаков. Чтобы пес не слизывал его, надели намордник, также покрытый этой смесью. Правда, умная собака и не думала лизать какую-то гадость. Она просто каждый раз валялась на траве и таким хитрым способом избавлялась от непонятного состава. Поэтому в фильме отчетливо видна только маска-намордник.

В сценарии предусматривался эпизод, где собака должна была упасть, пораженная выстрелом. Более того, после падения пес обязан был продемонстрировать агрессивную реакцию и предсмертный звериный оскал, сопровождая все страшным воем.

Однако добрейший Циклон наотрез отказывался рычать и скалить зубы. Тем более выть.

Ужасающий вой создали позже в студии звукозаписи, соединив рычание диких зверей и вой настоящего волка. Затем полученный звук слегка «растянули», чтобы сделать его более жутким и «потусторонним».

На съемках эпизода с «убийством» собаки никак не могли заставить пса упасть в кадре в нужном месте. Пес вообще отказывался падать и искренне не понимал, чего от него хотят.

Гениальное решение нашел оператор фильма Владимир Ильин. Там, где должен был упасть Циклон, расстелили лист фанеры, который с помощью веревок выдернули из-под собаки, когда она по нему пробегала. Пес рухнул как подкошенный.

Но это случилось лишь однажды — на репетиции. Позже, когда включили камеру, он в каждом дубле просто перепрыгивал этот лист, предвидя, что может упасть.

В итоге сцены смерти собаки в фильме нет. Есть только кадры, как она догоняет убегающего сэра Генри и сбивает его с ног.

Далее показывают стреляющих Холмса и Ватсона, а чуть позже инспектора Лестрейда, который производит шесть «контрольных» выстрелов, полностью разряжая свой револьвер.

Позже Игорь Федорович вспоминал, что в фильме так и не удалось снять все задуманное в этой сцене. Но даже ради того короткого эпизода, что вошел в картину, пришлось проделать немалую работу.

  • Другие новости