Хотя популярный советский журнал о кино начал свою историю ещё в 1925 году, первый читательский опрос о выборе лучшего фильма состоялся лишь в 1957-м. Причина такой паузы была в историческом вираже: с начала войны издание прекратило выпуск, а после Победы попытки его возродить наталкивались на равнодушие чиновников от культуры. Лишь к 1957 году, в эпоху кардинальных перемен, журнал обрёл второе дыхание.

Конец пятидесятых ознаменовался ослаблением идеологического контроля. Уже в первых номерах возрождённого «Советского экрана» появились материалы, немыслимые для советской прессы ещё несколько лет назад. На его страницах бушевали жаркие дискуссии кинокритиков и режиссёров, где новые картины безоговорочно хвалили, яростно ругали, подробно разбирали и беспощадно критиковали. Нередко мнения об одной и той же ленте полярно расходились. Тогда-то главному редактору и пришла мысль обратиться к вердикту читателей, чья аудитория к тому времени превышала двести тысяч человек. А если учесть, что значительная часть тиража поступала в клубы и библиотеки, реальное число читателей исчислялось миллионами.
Редакция постановила проводить ежегодные опросы по пяти ключевым номинациям: «Лучший фильм года», «Лучший актёр года», «Лучшая актриса года», «Лучший фильм для детей года» и «Лучший музыкальный фильм года».
Уже спустя несколько лет победа в номинации «Советского экрана» для деятелей кино стала сравнима по значимости с получением Государственной премии или почётного звания. Этот высочайший статус сохранялся на протяжении десятилетий, вплоть до 1991 года.
Сегодня мы вспомним картины, первыми удостоенные звания лучшего фильма года с 1957 по 1964 годы — в самую сердцевину хрущёвской оттепели.
1957 год. «Высота»
Пионером почётного списка стала знаменитая картина Александра Зархи «Высота». Этот производственный, в чём-то агитационный фильм, покорил зрителей благодаря романтической истории главных героев, воплощённых Николаем Рыбниковым и Инной Макаровой. Лента не только вошла в число лидеров проката, но и завоевала несколько фестивальных наград, в том числе главный приз в Карловых Варах.
1958 год. «Идиот»
Кинокритики называют эту работу одним из вершинных достижений в творчестве Ивана Пырьева. И это при том, что, в отличие от других его картин, «Идиот» не был отмечен фестивальными лаврами. Главные роли в этой экранизации были блистательно исполнены Юрием Яковлевым и Юлией Борисовой.
1959 год. «Судьба человека»
О фильме Сергея Бондарчука сказано и написано чрезвычайно много. Это безусловный шедевр отечественного кинематографа, где главную роль исполнил сам режиссёр. Картина давно и прочно вошла в золотой фонд мирового киноискусства.
1960 год. «Серёжа»
Эта картина стала не только кинодебютом 29-летнего Георгия Данелии, но и его первым громким успехом. Лирическая мелодрама «Серёжа» завоевала ряд престижных наград, в том числе на фестивалях в Канаде и Греции. Главные роли исполнили Сергей Бондарчук, Ирина Скобцева и шестилетний Борис Бархатов.
1961 год. «Чистое небо»
Эта лента первой из упомянутых смело коснулась темы несправедливых репрессий сталинской эпохи. Для зрителей она стала откровением и мгновенно взлетела в лидеры проката. Режиссёром выступил Григорий Чухрай, а главную роль сыграл Евгений Урбанский.
1962 год. «Девять дней одного года»
Фильм во всех смыслах стал новаторским для отечественного кинематографа. В нём всё было впервые: доселе не поднимавшаяся тема, оригинальная драматургия, необычные методы съёмки. Режиссёр Михаил Ромм считал эту картину самой любимой в своей фильмографии. В главных ролях выступили Алексей Баталов и Татьяна Лаврова.
1963 год. «Оптимистическая трагедия»
Фильм на революционную тему, который вызвал трепет даже у новых, «оттепельных» чиновников. Снятая Самсоном Самсоновым по одноимённой пьесе Всеволода Вишневского, лента стала лидером проката 1963 года и была отмечена призом в Каннах. Неудивительно, что по итогам опроса она была признана лучшим фильмом года, а исполнительница главной роли Маргарита Володина — лучшей актрисей.
1964 год. «Гамлет»
Картина сразу после премьеры превратилась в культурное событие общенационального масштаба. Поставивший её по собственному сценарию Григорий Козинцев опирался на великую шекспировскую трагедию в переводе Бориса Пастернака. Лента собрала урожай наград на международных фестивалях, включая Венецианский, и номинировалась на «Золотого льва», BAFTA и «Золотой глобус». Главную роль исполнил с гениальной проникновенностью Иннокентий Смоктуновский. В 1965 году за эту работу он и режиссёр были удостоены в Кремле Ленинских премий.
Kino Daily





