Советская сатирическая комедия «Пена»: тайны производства и курьёзные перипетии

Неизменно вызывает удивление, каким образом столь острая сатирическая лента смогла увидеть свет в 1979 году, в эпоху строгой цензуры над художественными произведениями. Вероятно, ключевую роль сыграл вес автора сценария Сергея Михалкова. Кроме того, «научная мафия» в Советском Союзе уступила в силе торговой и не сумела предотвратить выход картины на экраны.

Советская сатирическая комедия «Пена»: тайны производства и курьёзные перипетии

Кадр из фильма

Впрочем, как свидетельствует режиссёр Александр Стефанович, попытки вмешательства со стороны чиновников ВАК имели место. Ведь фильм в едкой сатирической форме разоблачал царящую в стране систему необоснованного присвоения академических титулов.

Суть заключалась в том, что статус кандидата или доктора наук открывал своему обладателю немало преимуществ. Это не только уважение и продвижение по карьерной лестнице, но и значительная надбавка к жалованию. Посему научные степени в СССР добывались любыми доступными средствами.

По мнению ряда историков, среди советских функционеров того времени лишь единицы самостоятельно трудились над диссертациями. Четверо из пяти обретали учёную степень примерно так, как показано в этой киноленте. Однако, подчеркну, речь идёт не о подлинных учёных, а исключительно о бюрократах, занимающих руководящие должности.

Тогда практически все руководители отраслевых департаментов, министерств и ведомств обладали академическими званиями, хотя их деятельность никоим образом не соприкасалась с наукой. В картине иллюстрируется один из способов, посредством которого советский чиновник мог заполучить такую степень.

Однако суть моей статьи лежит в ином. На киностудии доныне вспоминают забавный инцидент, случившийся в 1979 году во время съёмок этой ленты.

В центре внимания оказался ключевой эпизод — пиршество протагониста, организованное в честь обретения им докторского звания.

Режиссёр Александр Стефанович, осознавая, что любая искусственность в этой сцене способна разрушить иллюзию, прибег к своим связям и раздобыл для съёмок крайне дефицитные продукты: копчёные и вяленые колбасные изделия, разнообразные мясные закуски, красную и белую рыбу, икру и прочее. Главный герой Павел Павлович Махонин (Анатолий Папанов) — высокопоставленный бюрократ, и для его торжества иной стол был бы неуместен.

Поскольку эпизод предполагался продолжительным, его планировали снимать на протяжении трёх дней. Специально для сохранения продуктов директор картины доставил и разместил в павильоне просторный холодильник, куда по окончании съёмочного дня убирали все эти яства, а наутро вновь сервировали стол.

Позднее актёр Ролан Быков, воплощавший одного из гостей банкета, с улыбкой делился воспоминаниями: в первый день съёмок он прибыл на «Мосфильм» голодным. Ароматный стол с деликатесами поверг его в изумление! Прямо в кадре он принялся усердно закусывать свой «коньяк», и режиссёру пришлось сделать замечание, напомнив, что съёмки растянутся на несколько дней, а потому стол обязан сохранять презентабельный вид. Зато по завершении эпизода Стефанович пообещал устроить из этих яств настоящий пир для всей съёмочной команды.

Артисты восприняли это с пониманием, хотя во время работы у всех текли слюнки.

Так вышло, что финальный съёмочный день пришёлся на понедельник. В пятницу все деликатесы поместили в холодильник, а директор запер его на замок (это был не домашний агрегат, а арендованный в магазине).

Фатальная оплошность заключалась в том, что он не уведомил дежурного электрика о работающем холодильнике, и тот, следуя инструкции, обесточил павильон в пятницу вечером. До утра понедельника.

Когда в понедельник открыли холодильник, невыносимое зловоние от испорченных продуктов ударило в нос! Однако выхода не было. На стол вновь водрузили протухшую рыбу, ветчину с душком и прочие испорченные угощения. Доснимать оставалось совсем немного, но все актёры не скрывали разочарования, хотя в кадре добросовестно имитировали трапезу. На деле же жевали лишь хлеб.

К примеру, Владимиру Басову предстояло произнести тост по сценарию: «жадно взирая на ломтик белорыбицы, насаженный на вилку».

Сначала он взял вилку с рыбой, но… мгновенно отложил её. Он поднял бокал с вином и далее блестяще исполнил свою роль. Поэтому кульминация эпизода, когда он должен был с явным наслаждением проглотить этот ломтик, в фильме отсутствует.

Разумеется, вся съёмочная группа была глубоко удручена тем, что обещанный банкет так и не состоялся. Зато в картине сцена вышла на славу!

В этой сатирической комедии блистал истинно звёздный ансамбль: Анатолий Папанов, Лидия Смирнова, Леонид Куравлёв, Ролан Быков, Владимир Басов, Лариса Удовиченко, Марианна Вертинская, Евгений Стеблов, Елена Санаева, Наталья Крачковская, Михаил Боярский и 29-летняя Алла Пугачёва.

  • Другие новости