Шесть младенцев в легендарном фильме «Семнадцать мгновения весны»

Немногие посвящены в то, что в различных эпизодах с новорожденными в культовом фильме «Семнадцать мгновений весны» задействованы разные малыши. Неизменным оставался лишь байковый плед, в который был завернут младенец — сын радистки, а впоследствии и маленькая дочь ее спасителя, отставного солдата Хельмута.

Шесть младенцев в легендарном фильме «Семнадцать мгновения весны»

Дело в том, что между съемками сцен в гестаповской конспиративной квартире (работа проходила в павильоне киностудии в Москве) и побега радистки с детьми по улицам Берлина (съемки велись в Риге) миновал почти год. Поэтому первый маленький актер к тому времени уже подрос. А эпизоды вывоза радистки с двумя детьми в Швейцарию состоялись еще несколькими месяцами позже.

Поскольку работа с детьми, особенно с крошечными младенцами, возлагала на администрацию съемочной группы особую ответственность, руководство настойчиво рекомендовало режиссеру использовать специально изготовленные куклы. Однако Татьяна Лиознова была категорически против!

На худсовете она убедила всех, что невозможно с куклой достоверно снять сцену, где младенца раздевают перед открытым окном.

Да и в иных эпизодах — среди руин дома, в автомобиле, в бомбоубежище и так далее — малыши каждый раз должны были проявлять себя. Их живое присутствие в кадре значительно усиливало зрительское сочувствие и поддерживало напряжение.

Ее аргументы были приняты, и все согласились.

В связи с тем, что съемки территориально проводились в разных местах, приходилось каждый раз подыскивать новых младенцев.

Как позже вспоминал один из помощников режиссера, всего в картине снялись шесть разных новорожденных. В Москве малышей доставляли из расположенного неподалеку от киностудии Дома малютки. Поскольку съемки длились несколько дней, случалось, что на следующий день воспитатели привозили не того ребенка, что был накануне, а другого. Чтобы не перегружать одного и того же малыша.

В Риге младенца для съемок предоставила одна из сотрудниц киностудии. Она находилась в декрете, но часто наведывалась на работу по делам. Узнав, что для фильма, предназначенного для всесоюзного показа, требуется новорожденный, она сама предложила свою дочь и гордилась тем, что ее увидит вся страна.

При этом ее нельзя было назвать легкомысленной матерью, поскольку она всегда находилась рядом и контролировала каждую секунду пребывания малышки в кадре.

Ужасающая во всех отношениях сцена с раздеванием маленького ребенка перед открытым окном снималась в закрытом павильоне киностудии имени Горького.

Среди множества благодарных писем от зрителей, поступивших позже в редакцию телевидения, попадались и те, в которых некоторые возмущались и негодовали! Мол, как можно было так мучить новорожденного ради какого-то фильма?

Им и невдомек было, что в павильоне киностудии царила скорее жара, чем холод. А во время съемок «жестокого раздевания» малыш в нескольких дублях сладко спал.

Так что душераздирающий плач пришлось озвучивать позже в студии звукозаписи.

Некоторое время в СМИ циркулировала информация о том, что в роли младенца радистки Кэт выступила настоящая новорожденная дочь самой актрисы.

В действительности, на завершающем этапе съемок Екатерина Градова была беременна в браке с Андреем Мироновым. Но Маша Миронова появилась у знаменитых родителей лишь в мае 1973 года, когда съемки уже завершились. Так что версия с маленькой Марией Мироновой, конечно, пленительна, но, увы, это миф.

Сегодня остается лишь восхищаться блистательным режиссерским даром Татьяны Лиозновой. Ведь если бы в этих сценах фигурировали куклы, а не живые малыши, мы не ощутили бы того трагизма, который пережила наша разведчица.

Кстати, у нее был реальный прототип с похожей судьбой и родами «в тылу врага», которые также выдались непростыми.

Настоящую разведчицу звали Анна Филоненко. Она долгое время с мужем работала нелегально в Германии, родила там двоих детей, но к моменту съемок уже жила в Москве на пенсии. Консультанты фильма из КГБ даже специально познакомили с ней Лиознову, чтобы та из первых рук узнала необходимые для картины детали.

Сегодня фильм «Семнадцать мгновений весны» по праву входит в Золотой фонд отечественного кино. А те младенцы, которым посчастливилось сняться в этой легендарной ленте, по нашим подсчетам, отметили свои 50-летние юбилеи.

  • Другие новости