В конце 80-х — начале 90-х годов российские рок-музыканты решились открыть для себя мир кинематографии. Некоторые из них воплотили на экране образы главных героев, а кто-то и вовсе с головой окунулся в создание кинематографических произведений.

Виктор Цой, фильм «Игла», 1988 год, режиссёр Рашид Нугманов

Кадр из фильма
Роль главного героя в картине «Игла», совпавшая по времени с выходом легендарного альбома «Группа крови», принесла Виктору Цою всесоюзное признание и славу. По опросам журнала «Советский экран» он был удостоен титула «лучшего актёра 1988 года». Однако стоит признать, что на экране музыкант скорее лишь играл самого себя — без изысков актёрского ремесла. Его облик и манера подачи оставались верны образу из реальной жизни.
Сам фильм, при всём уважении к творчеству музыканта, представляет собой в большей степени монотонную и местами банальную историю, интересную разве что благодаря динамичным экшн-сценам. Без участия Цоя, да ещё и в главной роли, вряд ли это кино притягивало бы внимание. Сегодня же «Игла» воспринимается скорее как документ эпохи, нежели как самостоятельное произведение кинематографа.
Константин Кинчев, фильм «Взломщик», 1987 год, режиссёр Валерий Огородников

Кадр из фильма
Для лидера «Алисы» участие в фильме оказалось своеобразным спасением от обвинений в тунеядстве, выдвинутых участковым. Тем не менее сам Кинчев остался недоволен результатом и ролью, которую сыграл — он даже отказался озвучивать себя на экране. По его мнению, картина показывает рок-движение несколько однобоко и поверхностно.
Сейчас этот фильм воспринимается с долей наивности и, местами, лёгкой иронии, но обладает одним несомненным достоинством — в него вошли фрагменты живых концертов «Алисы» того времени, что придаёт фильму особую аутентичность.
Юрий Шевчук, фильм «Духов День», 1990 год, режиссёр Сергей Сельянов

Кадр из фильма
Сергей Сельянов создал тонкое и одновременно сюрреалистичное кинематографическое произведение о России, в котором ежедневные сцены будничной жизни переплетаются с фантастическими элементами. Фильм открыт для глубокого восприятия и до сих пор воспринимается как важное новаторское высказывание в отечественном кинематографе, долгое время испытывавшем дефицит свежих художественных идей.
Присутствие в главной роли Юрия Шевчука лишь придаёт фильму неповторимый колорит. На экране он предстает практически таким же, каким его знают поклонники музыки — в привычных очках и поношенной кожаной летной куртке. Наблюдать за развитием его героя в рамках сюжета — настоящее удовольствие.
Пётр Мамонов, фильм «Такси-Блюз», 1990 год, режиссёр Павел Лунгин

Кадр из фильма
Один из самых ярких и проникновенных фильмов переломной эпохи перестройки и одна из самых выразительных актёрских работ Петра Мамонова. Картина и сегодня сохраняет свежесть восприятия и поражает своей современностью. Все образы в фильме поражают точностью и глубиной.
Неудивительно, что актёрская карьера Мамонова резко пошла в гору, в то время как музыкальная стала менее заметной. В дальнейшем он снялся в таких необычных лентах, как «Время печали ещё не пришло» Сергея Сельянова, «Пыль», а также в фильмах Павла Лунгина — «Остров» и «Царь». Не стоит забывать и о его моноспектаклях на театральной сцене. В конечном итоге Пётр Мамонов стал больше актёром, нежели музыкантом.
Сергей Курёхин, фильм «Лох — Победитель воды», 1991 год, режиссёр Аркадий Тигай

Кадр из фильма
Глубина и многогранность Сергея Курёхина как личности и музыканта совершенно не нашли отражения в его актёрской работе. Представленный криминальный боевик — типичный продукт своего времени, с сюжетной линией, не выходящей за рамки жанра. Интересен он лишь тем, что Курёхин исполнил в нём главную роль. Подобных фильмов того периода было снято великое множество, и украшением киноискусства эта картина отнюдь не стала. Просматривать её стоит, пожалуй, лишь из любопытства, скорее фоном и с минимальным вниманием. Причины, по которым столь необычный и авангардный музыкант оказался в данном проекте, остаются загадкой.