Рискованные тропы фильма «Чингачгук — Большой Змей»

8 июля 1968 года, в московских кинотеатрах состоялась премьера немецкого художественного фильма «Чингачгук — Большой Змей».

Рискованные тропы фильма «Чингачгук — Большой Змей»

Кадр из фильма

Вестерн, вдохновлённый романом Фенимора Купера «Зверобой», был создан в ГДР на киностудии «ДЕФА» в 1967 году и успел завоевать сердца более пятидесяти миллионов зрителей в странах Восточной Европы ещё до выхода на советские экраны.

Для поиска подходящих пейзажей, отражающих природу Северной Америки, съёмки развернулись в трёх государствах: Чехословакии, Болгарии и Германии. Значительная часть материала была снята в окрестностях словацкого озера Штребске-Плесо, расположенного в Высоких Татрах.

В Болгарии, на реке Камчия, запечатлели батальную сцену противостояния Чингачгука и Зверобоя с племенем Гуронов. Все интерьерные эпизоды, включая дуэль Чингачгука с индейцем Остриё Стрелы, были отсняты в павильонах киностудии «ДЕФА» в немецком Потсдаме.

Главную роль воплотил популярный югославский актёр Гойко Митич. Недавно ему исполнилось 86 лет. Актёр остаётся узнаваемым и продолжает выступать на театральных подмостках, но вершина его карьеры — воплощения индейцев в прославленных немецких вестернах.

Ключевую роль в выборе Митича на эти образы сыграла его превосходная физическая подготовка. С юности занимаясь бодибилдингом, он не достиг высот в спорте, но привлёк внимание режиссёров. Первоначальные роли ограничивались эпизодами без реплик, где он убедительно изображал североамериканских индейцев. Его можно увидеть в массовках фильмов о Виннету, снятых с 1963 по 1965 годы.

В 1966 году ему доверили полноценную роль в ленте «Сыновья Большой Медведицы», и он справился блистательно. Поэтому следующий фильм индейской саги был создан специально для него — «Чингачгук — Большой Змей». Его исполнение оказалось столь впечатляющим, что все последующие картины об индейцах не мыслились без Гойко Митича.

На съёмочной площадке этого культового фильма разыгрались несколько инцидентов, едва не обернувшихся катастрофой. Поскольку лента изобилует водными сценами, актёры неоднократно оказывались на грани беды.

Режиссёр заранее заказал в Канаде аутентичное индейское каноэ. Но канадцы задержали поставку, а съёмки уже стартовали. Тогда реквизиторы «ДЕФА», располагая чертежами, изготовили его из пластика.

Визуально лодка была неотличима от оригинала, но по устойчивости значительно уступала, будучи слишком лёгкой и склонной к опрокидыванию под весом актёра.

Митич несколько дней отрабатывал управление судном в бассейне. Когда же ему показалось, что навык освоен, и группа выехала на реку, произошёл неприятный случай. В сильном течении лодка перевернулась, и актёр очутился в ледяной воде. Его извлекли, но переохлаждение вынудило прервать съёмки на день. На следующий повторилось то же самое.

Реквизиторы ломали голову над решением. Тяжёлые камни на дне лодки слегка улучшили стабильность, но навигация оставалась непростой. Ведь предстояло снять сцены, где Чингачгук и Зверобой не только плывут на каноэ, но и прыгают в воду, затем взбираются обратно и даже затаскивают в лодку пленённого индейца.

Тогда кто-то предложил прикрепить снизу утяжелённый киль, как на яхте. Так и поступили, что радикально изменило ситуацию. Лодка обрела устойчивость, не потеряв плавучести. Последующие эпизоды с каноэ прошли без сучка и задоринки.

Однажды каноэ превратилось в настоящее спасательное средство. Во время сцены схватки Зверобоя с индейцем актёры рухнули в воду не по сценарию. Все заметили, что актёр Рольф Ремер (Зверобой) скрылся под водой и не всплывает. Несколько членов группы бросились в реку, а Митич подогнал своё каноэ к месту последнего появления актёра. Оказалось, в холодной воде у Рольфа свело ноги, и он едва не утонул. Его вовремя подняли на поверхность и втащили в каноэ, поскольку вода в реке была слишком ледяной для неподготовленного человека.

В дальнейшем режиссёр распорядился о постоянном дежурстве специального спасательного катера у места съёмок. И больше инцидентов на воде не случалось.

Ещё один тревожный эпизод, едва не ставший трагедией, произошёл во время сцены обстрела Чингачгука стрелами. Съёмки велись в павильоне, где для фильма возвели целый лес.

Стрелы пускали спортсмены-лучники с близкой дистанции. И всё же одна стрела вонзилась рядом с плечом, слегка задев руку актёра. Он невольно вздрогнул, и дубль был испорчен. Сцену со стрелами, попавшую в фильм, сняли со второй попытки. На сей раз Митич оставался невозмутимым, как подобает Чингачгуку. Хотя позже он признался, что испытывал сильный страх, особенно после первого неудачного дубля.

Эта лента стала по-настоящему культовой для советских подростков того времени, хотя и не предназначалась для детей, демонстрируясь в кинотеатрах по стандартному взрослому расписанию. Все последующие фильмы об индейцах неизменно лидировали в нашем прокате, а Гойко Митич превратился в идола для нескольких поколений советских зрителей и зрительниц.

  • Другие новости