Ирина Мурзаева, выдающаяся советская актриса, родилась в мае 1906 года в провинциальном Красноуфимске в семье художника и учительницы рисования. В 1913 году родители перевезли дочь в Москву, стремясь обеспечить ей качественное образование. Их переезд совпал с бурными предреволюционными событиями, а затем и с Октябрьской революцией.

Кадр из фильма
Несмотря на дворянское происхождение, родители Ирины с энтузиазмом приняли новую эпоху и в 1918 году стали преподавателями в одной из первых советских школ, где сама девушка также получала знания.
Уже в школьные годы девочка увлеклась театральным искусством, посещая кружок и мечтая о сцене. По окончании школы она без колебаний поступила в только что открывшийся театральный техникум — будущий ГИТИС, где лекции вели корифеи классической театральной школы, включая Константина Сергеевича Станиславского и Всеволода Эмильевича Мейерхольда.
Ирина выделялась среди сверстников как одна из самых одаренных учениц; сам Станиславский знал ее лично и высоко ценил. Актриса всю жизнь бережно хранила листок из карманного блокнота мастера, на котором он, обращаясь к ней по имени, начертал учебное задание: выучить монолог Маши из чеховской «Чайки».
В 1927 году, завершив обучение и получив диплом, Мурзаева столкнулась с суровой реальностью — безработицей. В те времена обучение в театральных заведениях считалось модным и престижным, но отнюдь не сулило перспектив. Разруха и голод отпугивали публику от театров: билет во МХАТ можно было приобрести за пару дровяных поленьев. Заслуженные артисты выступали за мизерные гонорары или даже за продукты питания, а молодые выпускники оставались невостребованными.
Однако к концу 1920-х годов заработала программа Анатолия Васильевича Луначарского по поддержке творческих коллективов. По всей стране возникали пролетарские театры, представляющие агитационные спектакли. Они давали представления бесплатно, но в обмен государство обеспечивало артистов талонами на питание в рабочих и профсоюзных столовых — в голодные годы это было спасением для молодежи.
В один из таких театров и устроилась 21-летняя Ирина Мурзаева. Ее дни заполняли репетиции по утрам и спектакли по вечерам — все ради ежедневных завтраков и обедов.
К началу 1930-х годов коммерческие театры вновь обрели популярность, предлагая артистам денежное вознаграждение. Мурзаева закрепилась в труппе московского театра ТРАМ (ныне Ленком), где ее карьера развивалась успешно.
В кинематографе путь актрисы оказался тернистым. Несмотря на усилия, она долго не могла пробиться. Ее дебютом стала незначительная роль в фильме 1936 года «Девушка спешит на свидание», которая не приблизила ее к славе.
Помощь пришла от коллеги по сцене и близкой подруги Валентины Серовой. Популярная киноактриса, утвержденная на главную роль в картине «Сердца четырех», настояла, чтобы режиссер нашел место и для Мурзаевой. В 34 года Ирина наконец дебютировала в кино по-настоящему.
Комическая роль второго плана маникюрши Тамары Спиридоновны распахнула перед ней двери в кинематограф. Предложения от режиссеров поступали регулярно, но среди них не было ведущих ролей.
За актрисой закрепилось амплуа комичной женщины-стервы неопределенного возраста — типаж, востребованный преимущественно в эпизодах.
Если не учитывать фильмы-спектакли и короткометражку Бориса Моргунова «Когда казаки плачут», первую главную роль на экране она получила лишь в 1964 году. В детском фильме «Сказка о потерянном времени» 58-летняя актриса воплотила злую волшебницу Анну Ивановну.
В последующие годы ей вновь доставались преимущественно эпизоды и роли второго плана. Однако Ирина Всеволодовна исполняла их с таким блеском, что порой затмевала главных героев.
Коллеги отмечали ее прекрасный характер: доброту, отзывчивость и готовность прийти на помощь в беде, поделившись последним. Ее близкий друг, народный артист СССР Алексей Николаевич Грибов, объяснял это тяжелой молодостью в 1920-е годы, когда артисты выживали благодаря взаимопомощи.
Мурзаева никогда не ссорилась, но твердо отстаивала свою позицию. Если кто-то давил, она с необычайным юмором могла ответить так остро, что оппонент отступал.
Дружбой с ней дорожили великие артисты разных поколений: Михаил Иванович Жаров, Василий Васильевич Меркурьев, Николай Афанасьевич Крючков, Вячеслав Васильевич Тихонов, Марина Алексеевна Ладынина, Нонна Викторовна Мордюкова, Олег Николаевич Ефремов и многие другие. О ней с теплотой вспоминали Эраст Павлович Гарин и Николай Константинович Черкасов в своих мемуарах, подчеркивая не только ее человеческие качества, но и выдающийся талант актрисы.
Тем не менее, Ирина Мурзаева так и не дождалась в кино главной роли и официального признания в виде званий или наград — несмотря на связи, она никогда ничего не просила для себя.
Ирина Всеволодовна Мурзаева ушла из жизни в январе 1988 года, не дожив трех месяцев до своего 82-го дня рождения.