Почему шутки Георгия Данелии в фильме «Кин-дза-дза!» вызвали недовольство в ЦК КПСС и у Стивена Спилберга

Известно, что замысел создать философскую утопию в жанре научной фантастики у Георгия Данелии возник после встречи с прославленным итальянским сценаристом Тонино Гуэрра, прибывшим в Москву в начале 1984 года.

Почему шутки Георгия Данелии в фильме «Кин-дза-дза!» вызвали недовольство в ЦК КПСС и у Стивена Спилберга

Кадр из фильма

Хотя сама идея такого фильма зрела у Данелии и ранее, именно Гуэрра помог ему окончательно определиться с жанровой направленностью — околонаучной фантастикой, где сюжет строился бы на пересечении различных цивилизаций, позволяя представить собственную философию как столкновение моральных систем разных миров.

Георгий с воодушевлением воспринял эту концепцию, и вместе с близким другом Резо Габриадзе они энергично принялись за разработку сценария.

Создатели осознавали, что текст подвергнется строгой цензуре, поэтому для наиболее острых эпизодов были написаны несколько вариантов — чтобы при необходимости смягчить отдельные сцены, не отказываясь от них полностью.

Почему шутки Георгия Данелии в фильме «Кин-дза-дза!» вызвали недовольство в ЦК КПСС и у Стивена Спилберга

Кадр из фильма

 

В итоге спустя несколько месяцев сценарий был готов и с учётом всех вариаций представлял собой внушительный том весом около пяти килограммов. Для сравнения, утверждённый сценарий Сергея Бондарчука к его четырёхсерийному эпосу «Война и мир» весил на килограмм меньше.

Процесс утверждения оказался крайне сложным: придирались к каждой детали, в каждом вымышленном имени и названии искали скрытый подтекст. Лишь личный авторитет Данелии позволил всерьёз рассмотреть возможность производства столь необычного фильма.

Не следует забывать, что шёл 1984 год, и страной правил Константин Черненко — верный представитель эпохи застоя. Его девиз «лучше перебдеть, чем недобдеть» стал девизом для всех чиновников и цензоров.

Особое недовольство у членов худсовета вызвал часто повторяющийся возглас героев — «Ку!». Проблема заключалась в том, что инициалы Черненко совпадали с этим выражением — К.У. (Константин Устинович). В этом усмотрели двусмысленность: кто-то мог воспринять это как раболепное подхалимство перед властью (ведь герои при этом ещё и приседали), а кто-то — как явную насмешку над генсеком.

Слухи дошли до ЦК КПСС, откуда последовала жёсткая директива: устранить любые намёки на Генерального секретаря. Данелия и Габриадзе начали искать альтернативы — «Ка», «Ко», «Кы», «Ру», «Пу» и прочие — однако все они порождали нежелательные ассоциации.

Режиссёр болезненно переживал за первоначальный вариант «Ку», но судьба оказалась благосклонной: в процессе утверждения сценария Черненко скончался, и к власти пришёл Михаил Горбачёв, который вскоре объявил курс на гласность и перестройку. Худсовет смягчил свои требования, и наконец позволили оставить за героями их знаменитое «Ку».

Почему шутки Георгия Данелии в фильме «Кин-дза-дза!» вызвали недовольство в ЦК КПСС и у Стивена Спилберга

Кадр из фильма

На «Мосфильме» давно ходит забавная история, вполне заслуживающая доверия, ведь она очень похожа на Данелию. Сразу после премьеры к нему обратился один из помощников американского режиссёра Стивена Спилберга — к тому времени уже звезды мирового масштаба после «Челюстей» и приключений Индианы Джонса.

Помощник сообщил, что в Голливуде все в восторге от эпизодов с летающим «пепелацем», и Спилберг приглашает Данелию в Лос-Анджелес для участия в работе над своим новым кинопроектом.

Данелия в шутку ответил, что заслуги в этих кадрах у него нет, ведь антигравитационный аппарат «пепелац» предоставило Министерство обороны СССР.

Однако американцы не оценили юмор режиссёра: вскоре ему позвонили наши военные с просьбой прекратить шутки. Оказалось, что американцы всерьёз интересовались «гравицаппой»! Тут невольно вспоминается остроумие Михаила Задорнова.

Этот фильм и по сей день разделяет зрителей на два лагеря. Многие считают картину великолепным и глубоким произведением с тонким юмором и проницательным взглядом в будущее — что косвенно подтверждают и недавние мировые события. Другие же воспринимают «Кин-дза-дза!» лишь как бессмысленную сказку.

Причём столь диаметрально противоположные оценки встречаются не только среди советского поколения, но и у молодёжи двухтысячных годов. Лично же я убеждён: в отличие от своих великих коллег — Гайдая и Рязанова — Георгий Данелия в своей режиссёрской карьере не имел ни одного провального фильма.

  • Другие новости