Почему шедевр кино «Здравствуйте, я ваша тётя!» снимали по ночам и с одного дубля

За кулисами яркой кинокомедии, которая вот уже полвека радует зрителей своей искромётной энергией, скрывается история, полная творческой изобретательности и строгой экономии. Не многие знают, что заказчик — Гостелерадио — выделил на этот полуторачасовой фильм бюджет, втрое меньший, чем на картину «Сладкая женщина» аналогичной продолжительности, снятую примерно в то же время. Финансовые ограничения диктовали каждый шаг производства, особенно в эпоху, когда новогодние программы требовали свежих весёлых лент, а бюджет телекомпании трещал по швам.

Почему шедевр кино «Здравствуйте, я ваша тётя!» снимали по ночам и с одного дубля

Кадр из фильма

Экономия коснулась всего, включая выбор режиссёра. Комедию по собственному сценарию поручили Виктору Титову, 35-летнему кинематографисту, который в тот момент оставался без работы. В его послужном списке числилось пять полнометражных фильмов: два из них цензура отправила «на полку», а три остальных не завоевали зрительской любви. Однако Титов брался за любую работу — лишь бы не сидеть сложа руки и реабилитироваться перед начальством. Именно на это и рассчитывали заказчики.

Съёмки проходили в одном из павильонов телецентра «Останкино» по ночам, когда аренда стоила значительно дешевле. Арман Джигарханян, Михаил Козаков и Александр Калягин даже приветствовали такой график, поскольку днём были заняты в других проектах. Остальной съёмочной группе пришлось на несколько месяцев перестроить режим дня, адаптируясь к ночным будням.

Декорации, костюмы и реквизит подбирались исключительно из запасов телецентра — ничего нового не производилось и не шивалось. Внимательные зрители наверняка заметят в фильме знакомые предметы и наряды из других картин и телеспектаклей. Некоторые эффектные сцены из первоначального сценария пришлось исключить из-за нехватки средств, хотя некоторые затратные элементы убрать было невозможно.

Классический пример — ручная обезьяна для донны Розы д’Альвадорец в исполнении Тамары Носовой. Изначально планировали арендовать обученную обезьяну с дрессировщиком из цирка, но бюджет не позволил. Попытка взять шимпанзе по кличке Яша из зоопарка обернулась трагедией: почти дикий примат сильно укусил второго режиссёра, потребовались швы. После этого инцидента нашли выход: в Уголке Дурова раздобыли маленькую макаку — глупую, пугливую, но неагрессивную и почти бесплатную. В первый съёмочный день она с перепугу обмочила платье Носовой, и актриса наотрез отказалась брать её на руки. Тогда обезьяну «всучили» 20-летней студентке ВГИКа Татьяне Веденеевой, которая сопровождала героиню повсюду.

Позже Веденеева вспоминала: «Я её кормила вишнями, а она про запас их за щёки складывала, и я понимала, что укусить она уже никак не сможет, даже если очень захочет. Но она была очень маленькая и сама боялась всего на свете. Как только мы садились в тот самый открытый автомобиль и заводился мотор, она с перепугу писала. И у меня вся левая рука была мокрая, потому что дублей было несколько. Естественно, я даже удивлялась, откуда у такой маленькой обезьянки столько жидкости?»

Ключевой эпизод — сцена с кремовым тортом, где актёры обкидываются им друг друга. Для экономии помощник режиссёра съездил на косметическую фабрику «Свобода» и привёз трёхлитровую банку зубной пасты в нерасфасованном виде — она стоила копейки, но идеально имитировала заварной сливочный крем. Смешную сцену сняли с первого дубля, поскольку запасных костюмов не было.

Несмотря на трудности, съёмки принесли и радость. Михаил Козаков позже рассказывал, что актёры получали огромное удовольствие от игры в шуточной и гротесковой манере: можно было импровизировать и дурачиться, что только усиливало забавный сюжет. По его словам, почти весь фильм был снят с одного дубля, за исключением сцен с обезьянкой и массовкой. Актёры знали, что плёнки выделено в два раза меньше нормы, поэтому играли как на театральной сцене — с первого раза. Зрители почувствовали эту искренность и лёгкость, что обеспечило фильму неизбежный успех.

Сегодня картина Виктора Титова считается эталоном классического павильонного кино, и её с удовольствием смотрели уже несколько поколений. Уверен, что так будет и впредь.

  • Другие новости