Для людей, родившихся в современном мире удивительно, что раньше кинематограф считался опасным для женщин. Считалось, что просмотр кино и, особенно, комедий, расшатывает психологическое состояние хрупких созданий и даже делает их опасным для окружающих. Из-за чего так сложилось, разбираемся в статье.
Во второй половине XIX века, когда кинематограф только зарождался, психиатрия была на достаточном низком уровне развития. Любые жалобы женщин на самочувствие психиатры объясняли загадочной «истерией». Этот диагноз включал в себя широчайший спектр симптомов, иногда противоречащих друг другу. В связи с этим в викторианскую эпоху за женщинами прочно закрепился образ истеричек, не способных сдерживать эмоции. А кинематограф только усугубил положение прекрасного пола. С одной стороны, развлечение было доступным и вызывающим привыкание, а с другой, со всех сторон трубили, что смотреть кино смертельно опасно. На эту тему есть даже книга «Смерть от смеха. Женская истерия и ранний кинематограф», написанная профессором культурологии и сравнительного литературоведения Мэгги Хеннефельд.
В газетах и журналах 1870–1920-х годов нередкими были сводки о смертях женщин, посмотревших комедии. Если верить прессе тех лет, от просмотра кино погибли сотни американок: одна из жительниц Питтсбурга рассмеялась до смерти на водевиле, другая была «убита шуткой» и ещё много подобных заметок. Но неизвестно, на сколько эти материалы правдивы. Мэгги Хеннефельд пишет, что женщин той эпохи намеренно убеждали в том, что они могут умереть, если слишком развеселятся. Это сегодня мы воспринимаем смех, как нечто хорошее, что может продлить нам жизнь, а раньше хохот считался олицетворением всех самых противных чувств. Кинопрокатчики даже предлагали зрителям застраховать свою жизнь перед просмотром «опасно смешных» комедий.
Также, как пишет Мэгги Хеннефельд, была и другая причина того, что общественность преувеличивала опасность комедий для женщин. К началу XX века для них открылась дверь в мир политики. Они наконец смогли голосовать и вникать в общественные вопросы. Некоторые из самых активных деятельниц стали героинями феминистических фильмов, например таких, как «Месть доярки», «Забастовка нянь» и других. Не все мужчины были в восторге от этих изменений и как могли старались убрать с дороги конкуренток, в том числе, придумывая странные мифы. Так Хеннефельд, чтобы описать ситуацию, процитировала Маргарет Этвуд, которая однажды сказала следующее:
Мужчины боятся, что женщины будут над ними смеяться, а женщины боятся, что мужчины их убьют.
Анастасия Смитюк