Первый бал Наташи Ростовой в фильме «Война и мир»: как это было снято

Утро 14 декабря 1963 года ознаменовалось началом съёмок первых эпизодов бала Наташи Ростовой в одиннадцатом павильоне киностудии «Мосфильм».

Первый бал Наташи Ростовой в фильме «Война и мир»: как это было снято

Кадр из фильма

Изначально Сергей Бондарчук намеревался воплотить эту сцену в Таврическом дворце, однако переговоры с музейным руководством не увенчались успехом. Даже главный куратор картины, министр Фурцева, признала обоснованность опасений администрации музея. Те всерьёз опасались, что съёмочная группа вместе с тяжёлым оборудованием может повредить интерьер дворца, особенно его старинный паркет. В итоге было решено возвести схожие декорации непосредственно в павильоне «Мосфильма».

Декорации создавались, можно сказать, «с миру по нитке». В качестве образца был взят зал Таврического дворца. Так, великолепные многоярусные люстры дворца заменили не менее роскошными хрустальными аналогами из московского кинотеатра «Победа».

Часть мебели для интерьера была взята на прокат из музейных усадеб Москвы и Подмосковья. Многое изготовлено мастерами-декораторами киностудии под чутким руководством экспертов и историков.

К моменту начала павильонных съёмок были отобраны и утверждены актёры на все ключевые роли в этих сценах. Особое внимание уделялось выбору исполнительницы роли Наташи Ростовой, который занял несколько месяцев. Из нескольких десятков претенденток были выделены «финалистки», с каждой из которых проведено несколько кинопроб. Лишь после тщательного обсуждения на худсовете роль досталась 19-летней выпускнице хореографического училища имени Вагановой Людмиле Савельевой. Однако у неё были серьёзные соперницы:

Елена Санаева
На момент проб ей было чуть более двадцати лет. Бондарчука покорила детская наивность, запечатлённая на фотопробах. В то время Елена училась в ГИТИСе, и её преподаватель Михаил Царев высоко оценил её способности, что сыграло роль при сборе информации о ней.

Лариса Голубкина
Одна из главных претенденток на роль. Бондарчуку импонировали её драматические способности, подтверждённые ролями в фильмах «Гусарская баллада» и «Дайте жалобную книгу». Позже он признался, что если бы Савельева не была выбрана, Наташу Ростову сыграла бы именно Голубкина.

Людмила Марченко
Также одна из сильнейших кандидаток. По мнению критиков, она наиболее напоминала Одри Хепберн, блистательно воплотившую Наташу Ростову в американской экранизации. Это обстоятельство стало и достоинством, и недостатком: в худсовете разделились мнения — одни стремились приблизить советскую версию к голливудской, другие же настаивали на самостоятельном творческом пути. Бондарчук придерживался позиции второй группы.

Анна Кедрова
В альбоме фотопроб её инициалы были перепутаны. Дочь худрука МХАТа попала на пробы по протекции отца. Внешне она соответствовала образу, однако Бондарчук, не располагая сведениями о её актёрских талантах, не решился рисковать.

Инна Гулая
К тому времени уже известная актриса с непростым характером. Сергей Фёдорович, планируя многолетнюю работу над киноэпопеей, опасался нестабильности в поведении актёров. Однако, учитывая её драматический дар, Наташа Ростова в её исполнении могла бы стать поистине восхитительной.

Валентина Малявина
О её кандидатуре Бондарчук отозвался лаконично — не прошла из-за высокой конкуренции.

Людмила Гурченко
Она была старше своих соперниц, что, возможно, сыграло против неё на отборе. В талантах актрисы никто не сомневался.

Людмила Савельева
На момент проб у неё практически не было опыта в кино, что вызывало некоторую тревогу у режиссёра. Тем не менее её возраст, внешность, осанка и хореографическое образование идеально соответствовали роли.

В итоге эта роль принесла молодой актрисе два диплома Московского международного кинофестиваля. А на церемонии вручения «Оскара» в Голливуде именно она была приглашена выйти на сцену от имени фильма Бондарчука.

  • Другие новости