«Однажды в Америке»: тайны рождения шедевра Серджио Леоне

15 увлекательных фактов о легендарной гангстерской саге итальянского мастера.

«Однажды в Америке»: тайны рождения шедевра Серджио Леоне

Кадр из фильма

Роберт Де Ниро в облике Лапши. Изображение из Яндекс. Картинки

Кинолента «Однажды в Америке» представляет собой подлинный шедевр гангстерского жанра, достойный соседства с произведениями Фрэнсиса Форда Копполы, Мартина Скорсезе, Брайана де Пальмы и иных корифеев. Создана почти четыре десятилетия назад, она сохраняет свежесть, поскольку повествует не столько о криминальных глубинах, сколько о сложных человеческих узах. О том, куда способны завести безмерные устремления, и как затем с этим сосуществовать. Вспомним, как зарождался этот великий фильм.

1.    Произведение основано на автобиографическом романе американского автора Гарри Грэя «Гангстеры». Режиссер Серджио Леоне задумал экранизацию еще в 1967 году, но посвятил годы приобретению прав. Для сценария он привлек именитых писателей эпохи — Нормана Мейлера и Стюарта Камински. Первоначальный вариант скрипта насчитывал внушительные 400 страниц.

2.    Пока мастер готовился к съемкам «Однажды в Америке», ему предлагали возглавить постановку «Крестного отца» по творению Марио Пьюзо. Однако Леоне был поглощен собственным проектом и отклонил предложение, о чем впоследствии глубоко сожалел.

3.    В середине 70-х среди ключевых кандидатов на роль Макса Берковича значился Жерар Депардье, обещавший отточить американский акцент. Также претендовали Дастин Хоффман, Джон Войт, Харви Кейтел, Джон Малкович и даже Джон Белуши.

4.    Актер Джо Пеши прошел кинопробы, но неудачно. Тогда режиссер предложил ему выбрать любую роль в картине. В итоге артист воплотил Фрэнки. На образ Лапши претендовали Том Беренджер, Ричард Дрейфусс, Джеймс Кэгни, Пол Ньюман. Всего на главные роли пробовалось свыше 200 исполнителей.

5.    Роберт Де Ниро получил возможность самостоятельно выбрать персонажа — Лапшу или Макса. Актер предпочел Лапшу — героя более многогранного, противоречивого, в финале наполненного горьким сознанием вины.

6.    На роль Деборы режиссер намеревался пригласить очаровательную Брук Шилдс. Но подготовка затягивалась, и актриса отдала предпочтение иным проектам. В итоге главная женская роль отошла Элизабет МакГоверн. Дебору в юности воплотила 12-летняя Дженнифер Коннелли, для которой это стало дебютом в большом кинематографе.

7.    Съемочный процесс начался в июне 1982 года и завершился в апреле 1983-го. Было отснято материала на десять часов. В монтаже режиссер сократил его до шести. По замыслу Леоне, фильм должен был выйти в двух частях — каждая по три часа. Однако продюсеры имели иные планы. Сначала картину укоротили до 229 минут, затем до 139, удалив жесткие сцены. Именно эта версия вышла в американский прокат.

8.    В Соединенных Штатах фильм потерпел полный провал в прокате. Зато европейские зрители восторженно приняли эпопею Серджио Леоне. Весной 84 года оригинальную версию представили на Каннском кинофестивале.

9.    Американцы также выпустили полную, режиссерскую версию картины, но лишь спустя 19 лет после премьеры и исключительно на DVD-дисках.

10.  Роберт Де Ниро, стремясь глубже вжиться в роль Лапши, желал личной встречи с известным криминальным авторитетом Мейером Лански. Однако ему было отказано.

11.  Один из персонажей, по прозвищу Косой, постоянно играл на крошечной флейте. Режиссер таким образом отсылал к своему фильму 1968 года «Однажды на Диком Западе». Герой Чарльза Бронсона там также музицировал — но на губной гармонике.

12.  Отель, куда разбогатевший Лапша пригласил Дебору, располагался в Венеции. Однако путь обратно пролегал вдоль побережья Нью-Джерси. Роль водителя исполнил один из продюсеров картины Арнон Милчен.

13.  В эпизоде освобождения Лапши из тюрьмы небольшую роль прохожего сыграл советский переводчик Борис Изаков. Во время съемок он пребывал в США и попал на площадку благодаря знакомству в съемочной группе.

14.  Роберт Де Ниро предложил, чтобы у стареющего Макса Берковича была ослепительная белозубая улыбка. Но продюсеры отказались покрывать дополнительные затраты. Тогда актер оплатил их из личных средств.

15.  Фильм стал последней работой Серджио Леоне в большом кинематографе. Режиссер не смог простить американским руководителям грубого вмешательства в творческий процесс. Картина была не только укорочена на полтора часа, но и перемонтирована в хронологическом порядке, что разрушило весь изначальный замысел мастера.

  • Другие новости