Когда-то все хоть сколько-нибудь крупные студии хотели иметь своего собственного Джеймса Бонда. Слава богу, Фиби Уоллер-Бридж явила миру Вилланель: агент 007 в скучном костюме ушёл на покой пить свой мартини, на смену ему пришли яркие герои с безуминкой от Флоренс Пью до Райана Гослинга в малиновом пиджаке, — и им определенно не требуется лицензия на убийство, чтобы выполнять особо деликатную работу.
Весной «Убивая Еву», удивительный триллер на стыке ромкома и шпионского детектива, закончился на ноте, прямо скажем, неоднозначной и обескураживающей. Однако британское шоу было беспрецедентным, поэтому Netflix запрыгнул в этот поезд с немецким сериалом «Клео» — ретро-детективом в сеттинге падения стены ГДР, и он просто обязан стать новым хитом линейки Netflix Germany.
В центре истории — товарищ Клео Штрауб, наёмная убийца Штази. Вот она выполняет задание, не задавая лишних вопросов, и готовится стать матерью; а вот та же Клео — заключённая за якобы за сотрудничество с классовым врагом, потерявшая ребенка. Пока она мотает срок, вместе со стеной падает светлое социалистическое будущее ГДР: тогда героиня выходит на свободу и начинает мстить тем, кто подставил ее.
Завязка сериала звучит до абсурда драматично, но этот градус трагедии необходим — от него создателям очень удобно оттолкнуться, чтобы построить на этом фундаменте яркую, драйвовую, а главное, ироничную историю мести. В худшем случае «Клео» напоминает «Убить Билла», в лучшем — шпионские детективы в духе Ле Карре и «Взрывной блондинки». Вопрос в том, нужно ли нам больше историй о кровавой мести? Нет, но в этом и прелесть сериала — он необязательный и потому стильно дурачится и дышит полной грудью.
Клео Штрауб при этом совсем не атомная блондинка — это впечатляющая маленькая женщина, которая с одинаковой искренностью способна на дружбу и изобретательное убийство. Она скроена не так плотно и многослойно, как Вилланель, — и не так ужасна глубоко внутри, но когда из тебя готовят очередную Чёрную вдову, это пробуждает внутреннего социопата даже в лучших из нас, а Клео к ним не относится. Поэтому её моральным компасом становится Свен, обаятельный, очень человечный полицейский, который искренне призывает к разговору без насилия, даже когда в его истекающую кровью ногу воткнута весьма острая модель телебашни.
На самом деле именно персонажи — сердце этого сериала. Все — от главной героини до беременной жены второстепенного героя — невероятно харизматичные и талантливые, и заслуживают гораздо больше места на экране. В этом есть заслуга сценаристов, но без актеров ничего бы не вышло: молодая и яркая Йелла Хаазе, сострадательный Дмитрий Шаад и целая плеяда других актеров — если немецкая киноиндустрия будет продолжать в том же духе, мы еще не раз их увидим.
В итоге, «Клео» — сериал удивительно закрученный и безупречный по своему темпу. Он изобретательный, ироничный, не боится ни клюквы, ни драмы, и через историю мести на языке юмора с большим сочувствием говорит на самом деле о крушении надежд и идеалов. В нем невероятно много света и тепла.
Вдохновляясь «Убивая Еву», он не пытается перевернуть жанр, но в точности понимает, как устроены все его шестерёнки, и превосходно использует ту же конструкцию, чтобы рассказать свою собственную историю — и это подкупает, потому что уже спустя 15 минут можно понять, по пути ли вам с этим шоу. Если нет — что ж, «Клео» с этим справится. Но если да — впереди нас наверняка ждёт ещё более захватывающий и элегантный второй сезон.
Автор: Анастасия Веселова