Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Краткая история

С конца 90-х на телевидении один за другим появлялись сериалы, которым суждено было стать культовыми. В основном — истории про работу полиции: «Улицы разбитых фонарей», «Каменская», «Тайны следствия». Они были чем-то близким и понятным для зрителя, недавно пережившего суровую «бандитскую» эпоху. Женские персонажи в таких сериалах — смелые и неординарные, занимаются не типично «женской» детективной работой.

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Сериал «Улицы разбитых фонарей»

Вышедший в 1998 году фильм «Улицы разбитых фонарей» проливает свет на будни петербургских милиционеров. Лейтенант Анастасия Абдулова — единственная женщина в команде, что весьма необычно. В отличие от других криминальных историй, Абдулова расследует преступления, а не является жертвой или свидетелем.

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Кадр из сериала «Улицы разбитых фонарей»

Интересно, что изначально персонаж Абдуловой должен был быть мужчиной, но в последний момент сценарий был переписан. Первоначально получив небольшие сюжетные линии, Абдулова со временем становится полноправным членом оперативной группы. Однако ее часто используют в качестве приманки для поимки преступников, а ее коллеги-мужчины часто затмевают героиню. Даже ракурсы камеры показывают гендерную предвзятость, присутствующую в этой профессии, в которой доминируют мужчины. Поэтому Абдулову часто можно увидеть стоящей на заднем плане позади своих коллег-мужчин.

Сериал «Каменская»

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Кадр из сериала «Каменская»

Анастасия Каменская, которую играет Елена Яковлева, — преданный следователь, известная своим профессионализмом и острым аналитическим умом. У ее коллег нет другого выбора, кроме как уважать ее, и даже преступники боятся ее. Каменская отдает приоритет своей карьере, оставляя традиционные «женские» домашние дела мужу, который занимается стиркой, готовкой и уборкой. Кроме того, она мало внимания уделяет своей внешности, выбирая удобную и практичную одежду и минимум макияжа.

Это изображение женского персонажа считалось прогрессивным в начале 2000-х благодаря сценаристу проекта Александре Марининой, романы которой легли в основу сериала. Обширный опыт Марининой в правоохранительных органах позволил ей из первых рук узнать о проблемах, с которыми сталкиваются женщины в преимущественно мужском мире.

Сериал «Тайны следствия»

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Кадр из сериала «Тайны следствия»

В 2000 году сериал «Тайны следствия» сменил «Каменскую» и представил зрителям другой образ женщины-полицейского. Героиня Анны Ковальчук, Мария Швецова, оставалась на экранах более двадцати лет. Она была высококвалифицированным профессиональным следователем с уникальным талантом. В отличие от героини Яковлевой, у Швецовой образ был как бы более гламурным. Она всегда обладала безупречным вкусом и никогда не появлялась на публике без макияжа.

Интересно, что в первых сезонах ее стиль был стильным, но строгим. Однако по ходу развития сериала ее наряды становились более традиционно женственными и не всегда удобными.

Создатели сериала стремились изобразить ее идеальной героиней, красивой, умной, успешной в карьере и с хорошо налаженной личной жизнью. Кроме того, в более поздних сезонах романтические сюжетные линии почти перевешивали криминальные.

Каковы тенденции изображения женщин в современных сериалах?

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Кадр из сериала «Ольга»

В современных сериалах представлены сильные женские персонажи, способные самостоятельно преодолевать трудности. Одна из таких образцовых героинь — Яна Троянова из сериала «Ольга». Героиня ведет сложную жизнь, в одиночку воспитывая детей, неустанно работая и постоянно решая проблемы, возникающие в ее семье.

«Ольга» реалистка. Героиня научилась не питать иллюзий и ожиданий, расплачиваясь за свою силу разочарованием. Неудивительно, что создатели сериала решили дать ей «компенсацию», введя в ее жизнь верного и честного мужчину. У Ольги будет возможность испытать достойного партнера и научиться принимать помощь, не жертвуя собой ради других. Однако ее умение самостоятельно преодолевать трудности остается важным и ценным качеством.

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Кадр из сериала «Настя, соберись!»

Другой пример — персонаж Любови Аксёновой в комедийном сериале «Настя, соберись!». Внезапные изменения, потеря работы и предательство мужа, в жизни героини круто меняют ее жизнь. Вместо того, чтобы изменить свою внешность, Настя пересматривает свои планы на будущее. Она сосредоточена только на своей карьере и сталкивается с такими проблемами, как сексизм и психологические проблемы. Отношения не являются для нее приоритетом.

В сериале «Почка» с Любовью Аксеновой единственная цель главной героини Натальи Кустовой — выжить и найти донора почки. В этом российском проекте отсутствует сентиментальность, что придает ему свежести и пленительности. Кустова может не вызывать симпатии, так как она берет взятки и игнорирует близких, но она разделяет решимость и уверенность в себе, присущие другим «хорошим» героиням.

Образ женщины в российских сериалах: вчера и сегодня

Кадр из сериала «Почка»

Светлана Смагина, кинокритик и научный сотрудник Исследовательского центра ВГИКа, считает, что кинематографисты-мужчины до сих пор уделяют мало внимания женским персонажам. Однако все больше женщин приходят в индустрию в качестве продюсеров, режиссеров и сценаристов. Это привело к появлению проектов с сильными главными героями-женщинами, которые отдают приоритет своей карьере и личному росту, а не только отношениям и семье.

Сами кинематографисты с оптимизмом смотрят на это изменение. В 2021 году Кинопоиск организовал круглый стол с женщинами, которые сейчас формируют российский кинематограф. Среди участников были такие режиссеры, как Наташа Меркулова, известная по фильмам «Человек, который всех удивил» и «Капитан Волконогов сбежал», и Оксана Карась, известная по таким проектам, как «Доктор Лиза» и «Мёрзлая Земля».

Они пришли к выводу, что патриархальные нормы в отрасли начинают давать трещины. Однако пока за рубежом ситуация более благоприятная, женщинам в отечественном кинематографе все же приходится доказывать базовые права, такие как свобода выбирать свой путь и не определяться исключительно как матери и жены. Сериалы предлагают больше возможностей для этого типа представления, поскольку они имеют меньше творческих ограничений и позволяют исследовать важные сюжетные линии.

  • Другие новости