Романтическая драма с элементами фантастики была снята французским режиссёром Мишелем Гондри в 2004 году. Фильм получил премию «Оскар» за лучший оригинальный сценарий, который написал Чарли Кауфман. Это одна из немногих некомедийных картин в фильмографии Джима Керри, одного из самых высокооплачиваемых комиков США и всего мира. Лента получилась необычной, философской и актуальной во все времена, ведь она поднимает на поверхность самые будоражащие вопросы на тему отношений.
Сюжет картины разворачивается вокруг влюблённой пары Джоэля и Клементины. Их отношения зашли в тупик, и они твёрдо решили забыть друг друга. Героям удалось это сделать с помощью специального изобретения, стирающего воспоминания. Но чувства оказались настолько сильными, что заставляли самые важные эпизоды снова всплывать в сознании. Притяжение было столь велико, что вновь и вновь соединяло героев, подталкивая их проживать один и тот же сценарий. В конечном итоге оказалось, что стереть воспоминания невозможно при всём желании и соответствующих технологиях.
Идею фильма подсказал режиссёру француз Пьер Бисмут в конце 1990-х годов. И тот, вдохновившись занялся реализацией проекта, пригласив в качестве сценариста Чарли Кауфмана. Однако после выхода фильма «Помни» Кристофера Нолана, создание «Вечного сияния» оказалось под угрозой. Кауфман, который почти завершил работу над сценарием, отказался его дописывать из-за того, что в основе обеих картин лежала похожая задумка. На этом всё могло закончиться, но продюсер Стив Голин убедил Кауфмана завершить работу. В итоге мы стали свидетелями рождения качественного и даже элитарного произведения.
Оригинальное название фильма позаимствовано из поэмы Александра Поупа «Элоиза Абеляру» 1717 года. Смысл поэмы перекликается со смыслом фильма — истинную любовь невозможно забыть.
В фильме пересекаются два временных отрезка — прошлое и настоящее. Любопытно, что в сценах, относящихся к прошлому, героиня каждый раз появляется с новым цветом волос. В этом есть определённый смысл. Цвет волос Клементины характеризует отношения между героями в конкретном отрезке времени. Так мы видим шкалу их чувств от влюблённости, которая выражена зелёным, до усталости и выгорания, которые окрашены оранжевым цветом. В настоящем синие волосы девушки означают забвение и пустоту, которую герои пытаются заполнить.
Фильм снят нелинейно, непоследовательно. Из-за этого зритель теряется в отрывках, не понимая их связи, и только в конце складывает все пазлы воедино. Этот приём размытых границ реальности создатели использовали, чтобы показать потерянность героев. Они стёрли часть себя и из-за этого дезориентированы. Абсурдность и хаос подчёркиваются и с помощью музыки. Когда герои общаются, она играет, но, когда возникает неловкая пауза, мелодия прекращается, подчёркивая напряжение.
Когда Джоэлу стирали память, лица людей в его воспоминаниях размывались, все, но не его возлюбленной, из-за того, что его персональный мир был сконцентрирован на ней. Забыть лицо Клементины он был не в силах. Из-за любви, которую стёрли из памяти, но не стёрли из сердца герои продолжали притягиваться.
В итоге, авторы наглядно продемонстрировали, что любовь неподвластна никаким техническим манипуляциям и логическим умозаключениям, мы не выбираем, в кого влюбиться, но даже с нашей полной противоположностью мы можем найти точки соприкосновения. Героям не стоило расставаться с воспоминаниями, даже самыми ужасными. Они нужны для того, чтобы, смотря на них, не повторять прежних ошибок и стать более счастливыми.
Вероятно, поэтому героям дали второй шанс. Финал остался открытым, возможно, для того, чтобы возлюбленные наконец разобрались в своих чувствах и построили совместное будущее.