Владимир Мотыль, режиссёр легендарного приключенческого полотна «Белое солнце пустыни», долгое время не мог обрести идеальную исполнительницу для образа супруги главного героя — незабвенной Катерины Матвеевны. Ему грезился образ истинно русской женщины: с простым, но пленительным лицом, фигурой в духе Бориса Кустодиева, и, прежде всего, с взглядом, полным глубины и нежности, ибо роль была немая, но требовала передать зрителю всю бездну чувств.

Кадр из фильма
Эта героиня должна была затмить всех красавиц гарема Абдуллы, чтобы зритель ясно понимал, почему красноармеец Сухов отвергал соблазны юных жен и тосковал лишь по своей возлюбленной. Роль, столь значимая для фильма, оказалась и на редкость сложной.
Перебрав десяток актрис, соответствующих параметрам, Мотыль всё никак не мог воплотить свой внутренний идеал.
Однажды на киностудии он повстречал Василия Шукшина, пришедшего на «Мосфильм» с беременной супругой Лидией Федосеевой. Она казалась подходящей по возрасту и складу, но Шукшин решительно воспрепятствовал пробам, заявив, что в ближайший год ей не до кино. Хотя кандидатура пришлась режиссёру по душе.
Съёмки фильма стартовали без Катерины Матвеевны. Почти все сцены с ней можно было отснять позже, так что, пока Сухов сражался с басмачами и слал письма своей милой, её образа ещё не существовало.
Пока позволяли сроки, Мотыль продолжал поиски. И вот однажды на киностудии он столкнулся с той самой женщиной.
Галина Лучай в ту пору трудилась телевизионным редактором «Кинопанорамы» и прибыла на «Мосфильм» для подготовки материалов к передаче. В монтажной мастерской их встреча вышла курьёзной: режиссёр бесцеремонно оглядел её с головы до ног. Молодая женщина смутилась, покраснела и попыталась ретироваться, но Мотыль удержал её за руку и немедля предложил роль в кино.
Галина сперва решила, что режиссёр попросту флиртует, а кино — лишь предлог, и отказала наотрез.
Владимир Яковлевич проявил мудрость: не настаивал, но на следующий день позвонил Алексею Каплеру, с которым был знаком, и попросил содействия.
Каплер в конце 1960-х вёл «Кинопанораму» и руководил её бригадой. Именно он убедил Галину согласиться. Тем паче, что съёмки с ней заняли бы не более недели.
Позднее Галина призналась, что за ту неделю заработала три месячных оклада. Но впоследствии она отвергала все прочие предложения в кино, коих после премьеры «Белого солнца пустыни» поступало немало. Так роль Катерины Матвеевны осталась единственной в её жизни.
Сегодня приключенческая лента Мотыля занимает почётное место в нашем Золотом фонде и входит в десятку самых популярных советских фильмов. А все участники этого шедевра по праву делят его славу.
Что до Галины Пантелеевны Лучай, то это, пожалуй, уникальный случай в истории: актриса, появившись на экране лишь однажды и не произнеся ни слова, навсегда вписала своё имя в летопись отечественного кинематографа.
Kino Daily





