«Незабвенная Катерина Матвеевна»: судьба актрисы, озарившей экран безмолвной любовью

Владимир Мотыль, режиссёр легендарного приключенческого полотна «Белое солнце пустыни», долгое время не мог обрести идеальную исполнительницу для образа супруги главного героя — незабвенной Катерины Матвеевны. Ему грезился образ истинно русской женщины: с простым, но пленительным лицом, фигурой в духе Бориса Кустодиева, и, прежде всего, с взглядом, полным глубины и нежности, ибо роль была немая, но требовала передать зрителю всю бездну чувств.

«Незабвенная Катерина Матвеевна»: судьба актрисы, озарившей экран безмолвной любовью

Кадр из фильма

Эта героиня должна была затмить всех красавиц гарема Абдуллы, чтобы зритель ясно понимал, почему красноармеец Сухов отвергал соблазны юных жен и тосковал лишь по своей возлюбленной. Роль, столь значимая для фильма, оказалась и на редкость сложной.

Перебрав десяток актрис, соответствующих параметрам, Мотыль всё никак не мог воплотить свой внутренний идеал.

Однажды на киностудии он повстречал Василия Шукшина, пришедшего на «Мосфильм» с беременной супругой Лидией Федосеевой. Она казалась подходящей по возрасту и складу, но Шукшин решительно воспрепятствовал пробам, заявив, что в ближайший год ей не до кино. Хотя кандидатура пришлась режиссёру по душе.

Съёмки фильма стартовали без Катерины Матвеевны. Почти все сцены с ней можно было отснять позже, так что, пока Сухов сражался с басмачами и слал письма своей милой, её образа ещё не существовало.

Пока позволяли сроки, Мотыль продолжал поиски. И вот однажды на киностудии он столкнулся с той самой женщиной.

Галина Лучай в ту пору трудилась телевизионным редактором «Кинопанорамы» и прибыла на «Мосфильм» для подготовки материалов к передаче. В монтажной мастерской их встреча вышла курьёзной: режиссёр бесцеремонно оглядел её с головы до ног. Молодая женщина смутилась, покраснела и попыталась ретироваться, но Мотыль удержал её за руку и немедля предложил роль в кино.

Галина сперва решила, что режиссёр попросту флиртует, а кино — лишь предлог, и отказала наотрез.

Владимир Яковлевич проявил мудрость: не настаивал, но на следующий день позвонил Алексею Каплеру, с которым был знаком, и попросил содействия.

Каплер в конце 1960-х вёл «Кинопанораму» и руководил её бригадой. Именно он убедил Галину согласиться. Тем паче, что съёмки с ней заняли бы не более недели.

Позднее Галина призналась, что за ту неделю заработала три месячных оклада. Но впоследствии она отвергала все прочие предложения в кино, коих после премьеры «Белого солнца пустыни» поступало немало. Так роль Катерины Матвеевны осталась единственной в её жизни.

Сегодня приключенческая лента Мотыля занимает почётное место в нашем Золотом фонде и входит в десятку самых популярных советских фильмов. А все участники этого шедевра по праву делят его славу.

Что до Галины Пантелеевны Лучай, то это, пожалуй, уникальный случай в истории: актриса, появившись на экране лишь однажды и не произнеся ни слова, навсегда вписала своё имя в летопись отечественного кинематографа.

  • Другие новости