Тем временем, Новый год уже не за горами. И скоро в наши дома снова придут советские картины, которые мы обычно смотрим в преддверии долгожданного праздника. Но у каждого, даже самого знаменитого советского режиссера есть хотя бы один фильм, обделенный вниманием зрителей. И обделенный незаслуженно. Пришла пора восстанавливать справедливость и немного «разбавить» привычную новогоднюю волну. Сегодня мы вспомним фильм Леонида Гайдая «За спичками». А вам предлагаем посмотреть его, если по каким-то причинам не сделали этого раньше!
ЗА СПИЧКАМИ, 1980 г.
Режиссеры: Леонид Гайдай, Ристо Орко.
В 1970-е легендарный советский комедиограф Леонид Гайдай сосредоточился на экранизации литературных произведений. «12 стульев» по роману Ильфа и Петрова, «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Булгакова, «Не может быть!» по рассказам Зощенко… Эти картины вошли в золотой фонд отечественного кино и до сих пор любимы миллионами зрителей всех возрастов. Впрочем, адаптация гоголевского «Ревизора», выпущенная под названием «Инкогнито из Петербурга«, вышла куда менее удачной и зрительского успеха не снискала.
Леонид Иович долго переживал о своем первом серьезном промахе. А после… взялся за перенос на экран сюжета повести финского писателя Майю Лассила «За спичками». Эта вещь была знакома ему в литературном переводе Зощенко еще с юности. Съемки проходили на востоке Финляндии, в провинции Северная Карелия. С финской стороны участие в процессе принимал режиссер Ристо Орко — мастер короткометражек и рекламных роликов. Примечательно, что в фильме сыграл свою единственную (и главную) роль у Гайдая Евгений Леонов.
Несмотря на иностранный первоисточник, в итоге получилась классическая «гайдаевская» комедия. Веселые погони, эксцентричный юмор, лихо закрученная фабула, играющий пьяницу Георгий Вицин. Но то ли из-за сложности произношения финских фамилий, то ли по какой-то другой причине, картина снова не произвела должного эффекта. А после и вовсе затерялась в тени всенародно любимых кинохитов классика.
Между тем, «За спичками» — последний фильм Гайдая, в котором шутки действительно смешны, сюжет не кажется вымученным, а особенности творческого почерка еще не воспринимаются как бесконечные самоповторы. К тому же, бережно переданный финский колорит придает картине дополнительный шарм, раскрывая талант режиссера с непривычных сторон.
Лента также явилась последней в череде гайдаевских экранизаций. Желая вновь вызвать зрительский интерес, в 1982 году постановщик вернется в современный ему мир с фильмом «Спортлото-82«. Картина станет лидером советского проката, но знаменует собой начало конца одного из главных отечественных режиссеров XX века…